ОСАГО: за износ - ответишь!

Пострадавшие в ДТП могут требовать с виновников разницу между реальной стоимостью ремонта машины и выплатой по «автогражданке», рассчитанной с учетом износа деталей машины. Даже когда страховое покрытие «по железу» выбрано не полностью.

Такое решение вынес недавно Высший арбитражный суд РФ, рассматривая дело о ДТП в Кисловодске. СК «Югория», в который был застрахован по каско пострадавший автомобиль Mercedes-Benz ML 350, выплатила клиенту всю сумму, необходимую для ремонта, после чего потребовала ее с компании «Росгосстрах-Юг», где по ОСАГО был застрахован виновник, водитель автомобиля ЗАО «Автоколонна N 1721». Получается, что полис ОСАГО не ограждает виновного от претензий потерпевшего.

Износ авто при вычислении возмещений считался всегда, даже до введения института ОСАГО! В разные годы его вычисляли по-разному. Но сегодня, если повреждена, например, хорошо подержанная дорогая иномарка, суммы выплат по ОСАГО не хватит даже на то, чтобы постоять в сервисе – настолько износ «удешевляет» стоимость деталей, которые и в своем-то возрасте в жизни стоят совсем других денег, а уж что говорить о новых... Поэтому вопрос о том, кто будет компенсировать недостачу, встает в полный рост.

И если в данном деле ВАС обратил взыскание на страховщика виновника, то, поскольку нормы ГК РФ, на которых основано постановление арбитров, едины для всех, не исключено, что в следующий раз раскошеливаться придется частному виновному лицу.

По закону, возмещение по ОСАГО выплачивается за вычетом износа. Если же брать нормы Гражданского кодекса (ст.929 ГК и ст. 1072, на которую идет ссылка), то из них прослеживается единая логика, в соответствии с которой, страховая компания должна возместить потерпевшему причиненные из-за страхового случая убытки. А если суммы возмещения недостаточно, разницу между компенсацией и размером ущерба покрывает виновник.

Мнение эксперта

Адвокат Сергей Радько:

- На первый взгляд, данная новость кажется сенсацией. Но, по сути, речь идет об очередной попытке взыскания ущерба без учета износа. Ведь по технологиям ремонта дилер восстанавливает находящиеся на гарантии автомобили только путем установки новых деталей.

Правда, никто не отменял действующее мнение Верховного Суда о том, что при размере ущерба, не превышающем страховую сумму, он подлежит взысканию со страховщика, и, только если сумма ущерба больше страховой выплаты, он должен взыскиваться с непосредственного виновника происшествия. Поэтому, уверен, в судебном порядке с гражданина можно будет взыскать только сумму ущерба, превышающую максимальный размер страховой выплаты. Но, на всякий случай, кроме полиса ОСАГО можно приобрести и полис добровольного страхования, который увеличивает лимит ответственности и гарантирует выплату возмещения без учета износа деталей.

Михаил Ефимов, директор по страхованию ОАО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ»

- Ключевым здесь является то, что возмещению подлежит фактический размер ущерба, а не сумма затрат (реальные расходы), как истолковал суд. Поэтому с решением суда мы не согласны. В данном примере можно говорить о том, что у потерпевшего, получившего от виновника компенсацию, исходя из суммы реальных затрат, возникает необоснованное обогащение.

Следует также учитывать тот факт, что реальные расходы на ремонт автомобиля могут значительно различаться - в зависимости от того, где был произведен ремонт, какие использовались запчасти. И явно, что потерпевшие, предполагая свое дальнейшее намерение обратиться непосредственно к виновнику, будут выбирать для ремонта более дорогие СТОА и запчасти, которые при обычных условиях ремонта (за свой счет) не выбрали бы.

Подпишитесь на «За рулем» в