Моторные производства: Движущая сила

Двигателей у нас всегда выпускали меньше, чем требовали сборочные заводы. Но, похоже, положение может в корне измениться.
Мощности Заволжского моторного завода загружены пока лишь на треть.

Производство моторов для отечественных легковых автомобилей в последние десять лет сосредоточилось в трех местах: на АВТОВАЗе, ЗМЗ (Заволжский моторный завод) и УМЗ (Ульяновский моторный завод). Уфимский моторный приказал долго жить, а новых проектов не случилось.

ВНИЗ ПО ВОЛГЕ

АВТОВАЗ производит семь моделей моторов объемом 1,4–1,7 л (72–98 л.с.) для комплектации 14 моделей автомобилей «Лада» и «Шевроле» (нормы токсичности Евро-3 или Евро-4). Моторные цеха теоретически рассчитаны на выпуск свыше 1 млн. двигателей! Только это на бумаге, а в реальной жизни делают гораздо меньше – даже на выпускаемые здесь машины не хватает.

Дело в том, что старое моторное производство рассчитано на 440 тыc. «жигулевских» движков, а потребность в них сократилась до сотни тысяч – больше «жигулей» не продать. Закрывать его рановато: спрос есть да и запчасти нужны.

Возможности современного моторостроения в Тольятти – 280 тыс. 16-клапанных и 380 тыс. 8-клапанных моторов (80–98 л.с.), готовых выполнять требования Евро-4 (а некоторые из них – даже Евро-5). В этом году, как ожидается, в линейке появится модернизированный 8-клапанный мотор (1,6 л, 86 л.с.), а в будущем и современный 16-клапанный двигатель (1,8 л, 120 л.с.) с системой VVT, регулирующей фазы газораспределения.

Кстати, оба мотора испытывают как варианты оснащения автомобилей «Лада-RF90» (универсал на платформе «Рено»; начать его выпуск планируют в феврале будущего года). Отзывы специалистов самые благоприятные.

Моторное производство АВТОВАЗа.

Французы собираются развивать и собственное производство двигателей в Тольятти. Его пуск запланирован на июль 2012 года (на первых порах российско-французские автомобили будут комплектовать румынскими силовыми агрегатами). На АВТОВАЗе сначала освоят известный мотор К4М (16 клапанов, 1,6 л, 102 л.с.), но буквально через пару лет его заменит новый всемирный двигатель альянса «Рено-Ниссан» (работа над ним еще не закончена). Мощность французского производства – до 450 тыс. моторов в год, причем комплектоваться ими будут и «рено», и «ниссаны», и «лады».

ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ

Непростая ситуация в Заволжье и Ульяновске: ЗМЗ и УМЗ принадлежат конкурирующим холдингам – «Соллерсу» и «Группе ГАЗ». Их базовые двигатели родом из конца 1950-х не раз модернизировали, в том числе с привлечением зарубежных компаний. На Ульяновском моторном заводе собирают двигатели мощностью 90–125 л.с. для автомобилей ГАЗ («Газель», «Соболь») и УАЗ. При мощности предприятия 100 тыс. штук в прошлом году выпустили 76 тыс. моторов, соответствующих нормам Евро-3. В Ульяновске разрабатывают верхневальный движок нового поколения; в этом году обещают изготовить серию прототипов. К 2014 году планируют собрать до 60 тыс. таких двигателей.

У «Группы ГАЗ» появился сильный зарубежный партнер. Согласно договору с компанией «Даймлер» в 2012 году в Нижнем Новгороде начнется сборка коммерческих автомобилей «Мерседес-Бенц Спринтер». Этот документ предусматривает и локализацию, в том числе сборку дизельных двигателей, которые предназначены как для немецких моделей, так и для российских. По нашим сведениям, в Нижнем уже тестируют прототипы «Газели» нового поколения – собранной на немецкой платформе с немецким же мотором. А опыт производства лицензионных силовых агрегатов у «Группы ГАЗ» уже есть: с 2007 года на ярославском заводе «Автодизель» выпускают дизель ЯМЗ-650 по технологии «Рено тракс».

Сборка современных двигателей для грузовиков на заводе «Автодизель» в Ярославле.

На Заволжском моторном заводе (входит в холдинг «Соллерс») делают 4-цилиндровые бензиновые двигатели ЗМЗ-406 (2,3 л), ЗМЗ-40522 (2,5 л), ЗМЗ-409 (2,7 л) для автомобилей ГАЗ и УАЗ, а также дизельные моторы ЗМЗ-5143 (2,24 л) для вседорожников «УАЗ-Хантер». При расчетных 250 тыс. двигателей в год в 2010-м здесь собрали всего 75,3 тыс. моторов.

Конечно, основной их потребитель – Ульяновский автозавод. На ГАЗ из Заволжья привозят примерно 2 тыс. моторов для «Газелей» (в рамках госзаказа). Руководители «Соллерса» неоднократно высказывали намерение организовать новое, современное моторное производство (совместно с итальянцами), но теперь, когда проект СП с ФИАТом официально закрыт, не стало и повода для разговоров.

Зато можно предположить, что мощности для производства двигателей будут созданы на ЗМЗ в рамках совместного предприятия с компанией «Форд». Тем более что у Заволжского моторного завода уже есть опыт сотрудничества с «Фордом» – с прошлого года российский завод поставляет четыре вида кронштейнов для крепления коробки передач и кондиционера на предприятия компании в России, Германии и Испании.

Проверка качества продукции на сборочной линии ЗМЗ.

Вообще, правительство России делает серьезную ставку на второй «поход» иностранцев. Ведь каждая из компаний, подписавших новое соглашение о промышленной сборке, должна комплектовать треть выпущенных автомобилей моторами российского производства. «А это значит построить предприятие минимум на 100 тыc. двигателей, – с гордостью сообщил руководитель департамента автопрома Минпромторга РФ Алексей Рахманов. – Следовательно, в стране появятся новые производства, рассчитанные на выпуск не менее чем полумиллиона современных силовых установок в год. А для их обеспечения будут создавать передовое литейное производство, появятся партнеры по выпуску комплектующих и т. д.».

Словом, предстоит шире сотрудничать с иностранцами. Возможно, они заполнят пустующую нишу моторов малого объема – до 1,4 л, а также от 1,7 до 2,3 л, помогут освоить производство легковых дизелей и навесных агрегатов – от генераторов до турбокомпрессоров.

Подпишитесь на «За рулем» в