Гусарская рулетка

ГУСАРСКАЯ РУЛЕТКА

/"ТРУБНЫЙ" ТЕСТ

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН У ВИСКА ПОРОЙ СРОДНИ РЕВОЛЬВЕРУ

ЛОСЬ... С ТЕЛЕФОНОМ

Ровное, прямое, пустое шоссе. Автомобиль идет по нему, как влитой, не требуя от водителя напряжения. Звонок коллеги, уточняющего какие-то рабочие мелочи, совсем не мешает. Разговор - даже приятное развлечение в дальней дороге.

Задумчивый лось или сонный тракторист появляются на трассе всегда вдруг. Тормозить бесполезно...

Конечно, мы не показывали "смертельные номера" на дороге общего пользования. Объезд препятствия имитировали на полигоне. Подчеркну: за рулем сидел испытатель - профессионал, знавший, что ему предстоит. Тем не менее результаты красноречивы. В табл. 1 - лишь лучшие показатели. А ведь из шести попыток объехать препятствие с телефоном в руке (на скорости заведомо меньшей, чем при управлении обеими руками!) лишь три, то есть 50%, оказались безошибочными! На реальном шоссе один, даже небольшой промах может стать роковым!

Простенькая гарнитура - наушник и микрофон уже позволяют увереннее управлять машиной. Но телефон при этом должен находиться в легко доступном месте, быть прочно закреплен и, желательно, включаться автоматически после пары звонков (такая опция есть у всех современных трубок). Секунды, потраченные на нащупывание кнопки спрятанного в кармане или на поясе мобильника, могут обойтись слишком дорого.

Идеал - стационарная система "хэндс-фри", с голосовым набором и громкой связью, позволяющая не отрывать руки от управления. Вкатавшись, испытатель в машине с продвинутой "хэндс-фри" проехал маршрут даже быстрее, чем вовсе не пользуясь телефоном. Но и здесь необходима важная оговорка: фактически разговор прерывался. Перед маневром водитель попросту замолкал и продолжил диалог, лишь миновав опасный участок. Возьму на себя смелость утверждать: мгновенно сконцентрироваться умеют далеко не все водители, особенно если их отвлекать по телефону.

Кстати, "вне зачета" мы провели еще один заезд. Рядом с испытателем сел словоохотливый пассажир, пристающий с философскими вопросами. Хотя профессионал временами "защищался" молчанием, чтобы выдержать заданную траекторию, ему пришлось-таки снизить скорость почти на 2 км/ч.

КАРУСЕЛЬ ДЛЯ ОДНОРУКИХ

Теперь покрутимся по городским переулкам - правда, без светофоров, других машин и пешеходов. Водителю предстоит пройти не самый хитрый маршрут, однако "всласть" покрутив рулем.

Результаты (табл. 2) вполне предсказуемые. Чтобы проехать недлинную трассу с коробкой-"автоматом", управляя одной рукой и пытаясь поддержать быстро становящийся бессмысленным разговор, испытателю пришлось попотеть и потратить лишние секунды. Но главное, конечно, не в них.

Пересев в машину с механической коробкой, водитель на второй попытке попросту сбился с маршрута. Перенесем его ошибку в реальный город. Проскочил поворот или свернул не в ту сторону? Неприятно, но - не беда. А если проехал на "красный", не увидел запрещающего знака или выскочившего на дорогу школьника?

Поверьте стороннему наблюдателю: водитель, отрывающий руку с телефоном от виска, чтобы, не отпуская трубку, "передернуть" передачу перед поворотом (профессионал попросту не может заставить себя держать руль одной рукой даже мгновение!) - впечатляющее зрелище.

Мы не стали здесь повторять опыт с наушником и микрофоном. Вместо этого вновь подсадили на правое сиденье живого болтуна - аналог "хэндс-фри". Вроде бы, водитель не сильно отвлекался, явных ошибок не делал - однако проиграл себе четыре секунды. Хотя с мобильным "оружием" в руках никакого болтуна, конечно, не сравнить!

ПО ЗАКОНУ САМОСОХРАНЕНИЯ

Не хочется повторять прописные истины, напоминать, что Правила дорожного движения - закон, и убеждать тех, кто "и так все знает". Тем не менее...

Человечество создало много удобных машин и приборов, выполняющих самые причудливые наши желания. Однако вся эта продвинутая "музыка" предъявляет и к пользователям новые требования. Безграмотное общение со сложной техникой, отсутствие элементарной культуры, наконец, просто здравого смысла приводят к тому, что ученые и спасатели называют техногенными катастрофами. Они могут быть ядерными, авиационными, автомобильными - суть не меняется.

Если вам позвонили в пути, остановитесь у тротуара или на обочине и поговорите. Времени почти не потеряете, безопасность свою и окружающих риску не подвергнете.

Тем, кто проводит на колесах большую часть жизни, без "хэндс-фри" не обойтись. Простенькая гарнитура и надежный кронштейн - обязательны! Система с громкой связью и голосовым набором - желательна, это самый удобный и безопасный способ общения с внешним миром из машины. Да и вообще, водитель холеного дорогого "Мерседеса" с мобильником в руке выглядит нынче, по меньшей мере, странно.

Не забывайте: любой разговор отвлекает от управления, особенно неопытного водителя. Но главное: не играйте в русскую рулетку, не поднимайте на ходу руку с телефоном. Он, в отличие от нагана у виска, угрожает не только вашей жизни.

Подпишитесь на «За рулем» в