Львовский автобус до лондона довезет

ЛЬВОВСКИЙ АВТОБУС ДО ЛОНДОНА ДОВЕЗЕТ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/У СОСЕДЕЙ

ЛЬВОВСКИЙ АВТОБУС ДО ЛОНДОНА ДОВЕЗЕТ

НА РОДИНЕ ЛАЗОВ

ТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

Львов по праву может именоваться "матерью советских автобусов". Здесь еще в 1965 году было создано Главное союзное конструкторское бюро, разработки которого тиражировались автобусными заводами. В независимой Украине "мозг автобусостроения" был переименован в институт "Укравтобуспром". Отделенный от туловища остальных заводов "державным кордоном", сегодня он напоминает голову профессора Доуэля из одноименной повести Беляева. С той только разницей, что "голова" эта полна оптимизма и активно функционирует.

Одна из свежих моделей "Укравтобуспрома" - большая городская машина ТУР-А181 длиной 12 метров. Низкий уровень пола (360 мм) и отсутствие ступенек отвечают европейскому стандарту. Это облегчает посадку-высадку пассажиров и перевозку детских и инвалидных колясок. Время остановок такого автобуса сокращается на 10-15%, чему способствуют и четыре двери вместо обычных трех. Следовательно, на маршруте у него выше средняя скорость, а расход топлива меньше.

- Когда мы его проектировали, - рассказывает руководитель "Укравтобуспрома" профессор Любомир Крайнык, - нам все говорили: "Безнадежная затея! Низкий пол - и наши дороги?!" Мы решили эту проблему, создав оригинальную пневмоподвеску с электронным управлением. Подъехав к остановке, автобус приседает к бордюру, как бы делая галантный книксен, а продолжает путь в "приподнятом" состоянии. Ход подвески увеличен по сравнению с зарубежными аналогами более чем в два раза - до 230 мм.

Каркасный кузов "сто восемьдесят первого" выполнен из низколегированной стали и облицован алюминиевыми и пластиковыми панелями с применением клеевой технологии. Сочетание низкого пола и высокого клиренса повлекло за собой еще одно нетрадиционное решение: несущую раму каркаса пришлось разместить... в крыше. Номинально автобус вмещает 124 пассажира, но в часы пик может перевозить до 180! Это доказали в рамках эксперимента львовские студенты...

Установить двигатель, в принципе, в новой машине можно и ярославский. Но лучше всего компонуется горизонтальный дизель рабочим объемом до 8 литров и мощностью до 270 л. с. (например, MAH).

Первый ТУР-А181, построенный на экспериментальном заводе "Укравтобуспрома", купила львовская мэрия. А его собрат - полутораэтажный ТУР-А172 - колесит по Европе, периодически доезжая до Лондона. Автобус соответствует строгим европейским требованиям, но при этом создатели учли и национальные особенности: ходовая часть приспособлена к плохим дорогам, два топливных бака обеспечивают запас хода в 2000 км (нечего сорить валютой на чужеземных заправках!), а емкость багажников с учетом интересов отечественных туристов доведена до 10 кубометров...

- Какие же перспективы у "головы профессора Доуэля"? - спросил я Любомира Васильевича.

- Она наконец получит сильное "тело". Мы подписали с ЛиАЗом генеральное соглашение о сотрудничестве. Ближайшие совместные работы - модернизация городской модели 5256, создание сочлененного и междугородного автобусов. Надеемся показать их уже в августе на Московском международном автосалоне.

..."Нет партнера в своем отечестве", - так можно кратко прокомментировать отношения "Укравтобуспрома" и ОАО "ЛАЗ" - вернее, их отсутствие. Львовскому автобусному пока не до новаторских идей земляков - быть бы живу! Около 70% его акций принадлежат государству, которое давно и безуспешно пытается их продать. Выпуск автобусов в 1999 году упал до рекордно низкой отметки - 150 штук. Дальше отступать было некуда. Не уповая более на инвестора, завод стал избавляться от необязательных подразделений и сокращать энергозатраты. В 2000-м сделали около 1000 машин, а на этот год запланировали 1500. Примерно половину составляет легендарный ЛАЗ-965, переживший уже седьмую модернизацию. Теперь он оснащен 195-сильным ярославским дизелем и называется 695Т. А всего ЛАЗ выпустил с 1956 года около четверти миллиона "695-х".

Для российского рынка завод предлагает более современную модель того же класса А1414 и городскую машину 5258 (в классе ЛиАЗа). Обе - с дизельными двигателями ЯМЗ-236 НЕ (Евро II). Пока предел надежд - продавать в Россию 100 автобусов в год.

Чтобы претендовать на большее, ЛАЗ остро нуждается в современных технологиях. Здравый смысл подсказывает выход - совместные проекты с "Укравтобуспромом". Вот только соседям почему-то всегда трудно договориться. "Дэ два сусида, там тры гэтьмана", - грустно шутят на Украине...

Подпишитесь на «За рулем» в