BMW art cars: масло, кисть, БМВ

Автор любит искусство и автомобили. И, наконец, нашла тему, где эти две сферы слились воедино.

Не зная предыстории этой коллекции, понять, почему вдруг БМВ раскрашены столь нетрадиционно, просто невозможно. А история эта довольно проста. В 1975 году французский гонщик Эрве Пулен не захотел ехать в ле-мановской 24-часовой гонке на машине в заводском окрасе. «Надо бы выдумать что-нибудь эдакое», – решил он и обратился к своему знакомому, скульптору Александру Калдеру. А уж тот не поскупился на яркие цвета и превратил гоночный автомобиль в нечто неслыханное.

А дальше пошло-поехало! За годы, прошедшие с момента появления первого движущегося арт-объекта, из-под кисти разных художников выехало 17 машин. Каждая – произведение искусства. Для настоящего творца ведь все одно – что холст, что кузов автомобиля. К сожалению, не всем этим машинам удалось снискать гоночную славу. Ну и пусть.

Под номером 93, красующимся на капоте, прячется первый автомобиль, положивший начало коллекции BMW Art Cars.

Второй арт-кар – 3.0 CSL появился в 1976 году. Американский художник Фрэнк Стелла (кстати, фанат автогонок) нанес на кузов автомобиля лаконичный рисунок в черном и белом цветах. «Мой дизайн словно чертеж, перенесенный на корпус машины», – описал свое творение Стелла.

БМВ-535i, раскрашенный японцем Матазо Каямо в 1990-м, получился самым элегантным во всей коллекции. Тема этого арт-кара – «Снег, луна и цветы». В своей работе художник опирался на традиционные японские техники создания рисунка. По задумке создателя, облик автомобиля должен отсылать к культуре современной Японии.

Роберт Раушенберг внес свою лепту в развитие идеи галереи на колесах. В 1986 году ему достался уже не гоночный автомобиль, а серийный. Раушенберг первым использовал фотографии в своей работе, а заодно намекнул на проблемы экологии, связанные с автомобилями.

В 1989 году за кисть взялся австралийский художник Кен Дан. На поверхность БМВ-М3 он перенес атмосферу своей родины. Для этого Кен использовал все многообразие ярких красок, а за основу образа были взяты попугай и рыба-попугай. По мнению художника, они лучше всего отражают суть бренда – красоту и скорость.

Обычно арт-кары гастролируют по миру небольшими группами, редко где встретишь их собранными воедино. Полюбоваться искусством на колесах можно периодически в Лувре, венецианском Палаццо Грасси, музеях Гуггенхайма и Нью-Йорка. В полном составе коллекцию изредка воссоединяют только в родном гнезде – музее марки БМВ в Мюнхене.

В 1977 году украшать гоночную технику доверили Рою Лихтенштейну, приверженцу поп-арта и любителю комиксов. Концепция проста: вид из окна едущего авто. Художник «вложил в него все, на что был способен». Такое рвение не прошло бесследно – в Ле-Мане машина стала девятой в общем зачете и первой в своем классе.

Два года назад Джефф Кунс изобразил на M3 GT2 взрыв красок. Глядя на этот арт-кар, думаешь, что машина едет. Вдохновение создатель черпал из самого объекта творчества – промчал на нем пару кругов по гоночной трассе. Немудрено, что скорость передана художником столь убедительно: разгон до сотни у этой «картины» занимает 3,4 секунды!

В 1979-м БМВ-М1 попал в руки Энди Уорхола. Художник не стал тратить время на создание макета, как поступали его коллеги, а взял кисть и за 23 минуты превратил авто в произведение искусства. Быстро! Ведь автор задумал изобразить скорость, которая смазывает линии и цвета. На спортивной арене этот БМВ оказался почти столь же быстрым, как рисунок на нем, – шестое место в общем зачете.

В 1999 году Дженни Хольцер получила возможность расписать V12 Le Mans Roadster. Свою задачу художница поняла буквально и нанесла на кузов автомобиля различные надписи, отображающие ее мировоззрение. Центральный тезис – «Защитите меня от того, что я хочу».

Подпишитесь на «За рулем» в