Коварный, приятный и надежный
ТЕХНИКА
/ЗИМНИЙ ВЫЕЗД
КОВАРНЫЙ, ПРИЯТНЫЙ И НАДЕЖНЫЙ
СНОВА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЕЗДЫ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРИВОДА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
Не секрет, что в "скользко-экстремальных" условиях машины с задним, передним или полным приводом по-разному реагируют на команды водителя. И все же рассуждения на "разноприводную" тему многие читатели воспринимали отстраненно, ибо речь шла в основном об иномарках, да еще, как правило, весьма продвинутых в ездовых возможностях. Что поделаешь - в стране, где многие предпочли бы автомобиль с приводом на все колеса, отечественных моделей раз-два и обчелся. Овеянные славой "проходимцев" "нивы" или УАЗы не в счет - они скорее рассчитаны на плохие дороги и по управляемости настолько специфичны, что вряд ли годятся для сравнения с моноприводными.
И вот - удача: в редакционном парке появилась пара российских автомобилей, очень схожих по "антропометрическим" данным, но различающихся числом ведущих осей. Это Izh 2126, один из которых - модификации 062, а проще - 4х4. Воспользуемся ими, чтобы изучить особенности поведения на скользком покрытии, для полноты впечатлений добавив переднеприводный VAZ 2111.
МАШИНЫ И ЛЮДИ
"Ода" - нечто утилитарно средненькое: в кузове с "оцинковкой" урчит мотор VAZ 2106 и жалобно подвывает страдающая хроническим недугом синхронизаторов омская коробка передач. Но у нее неплохое (по крайней мере, применительно к зимним условиям) шасси, которое мы для надежности переобули в зимние шины Я-620.
Та же "Ода" в варианте 4х4 явно предназначена не только для обыденных поездок, но и для активного отдыха. Кузов, приподнявшийся над землей и получивший несколько иное оформление, словно пытается "поигрывать бицепсами". Удается ли - вопрос спорный, ибо скромный мотор VAZ 2106 нагружен полноприводной трансмиссией с самоблокирующимся дифференциалом в раздаточной коробке. Отсюда столь же скромная комплектация шинами - "НИИШП-Ралли-4" размерности 175/70 R13.
VAZ 2111 - участник многих редакционных тестов. Несмотря на солидный пробег, он до сих пор удивляет резвым нравом стандартного восьмиклапанного мотора. "Обувка" - все тот же "НИИШП-Ралли", но уже "2000-й" модели.
То, что понравится профессионалу и чем он будет активно пользоваться для достижения лучшего результата, может оказаться совершенно непонятным и ненужным "чайнику". Решили учесть мнение нескольких водителей разного уровня подготовки и только потом делать выводы.
Естественно, профессионалы среди испытателей преобладали, поэтому для начала их впечатления.
ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Izh 2126. На скользких покрытиях основное коварство заднего привода в том, что ведущая ось порой стремится "догнать", а то и "обогнать" переднюю. Очевидно, чем мощнее двигатель, тем энергичнее приходится бороться с заносом задней оси - тем большие ухищрения требуются от создателей подобных авто, а также от тех, кто на них ездит. Зато на специальной трассе задний привод - не только средство самовыражения, но и прекрасный тренажер для мышц и вестибулярного аппарата. Скорости, в общем-то, небольшие, потери при ошибке минимальные, но сколько радости доставишь себе и окружающим постоянно контролируемыми скольжениями. Конечно, наша "Ода" - далеко не "гонщик". Ею довольно удобно управлять благодаря скромному тягово-мощностному балансу. Тем не менее, характерные особенности заднего привода налицо. В заезде на время почти непрерывно приходится бороться с заносом задней оси. Утешает, что все срывы происходят заметно плавнее, чем на той же вазовской "классике". Отсюда более спокойное и прогнозируемое поведение в экстремальных ситуациях.
VAZ 2111. Видный автомобилист, профессор Борис Михайлович Фиттерман в свое время заметил: "Если бы человек сначала освоил передний привод, он вряд ли бы стал ездить на заднем".
Безусловно, переднеприводные автомобили тоже небезупречны в манерах и проявляют некоторую своенравность. На скользких покрытиях - это в основном проскальзывание передней оси: из-за него машина не желает заезжать в поворот или активно стремится распрямить траекторию движения. Бывает, водитель сталкивается и с заносом задней оси. Он даже более опасен, поскольку потери курсовой устойчивости возникают реже и водитель просто не готов к их коррекции. Хорошо, когда есть возможность прибавить газу и, что называется, вытянуть машину, а если нет? Здесь надежда на четкую и быструю работу рулевым колесом - опередить возникающий занос и последующие колебания.
И все же ехать с передним приводом, как правило, и быстрее, и проще. Это в очередной раз подтвердило наше "соревнование" с "классикой". "Одиннадцатая", конечно, идет не столь эффектно, но после нескольких кругов профессионалы не только показывают лучшее время, но и не выглядят подобно взмыленным лошадям.
Izh 2126 4х4. Для многих легковой полный привод ассоциируется либо со скоростной вседозволенностью, либо с высочайшей устойчивостью на скользких покрытиях - дескать, как ни выкрутасничай, автомобиль с дороги не скинешь. При "максималке" нашего ИЖа 140 км/ч и разгоне до "сотни" за двадцать с лишним секунд о гоночных задатках рассуждать не приходится. Поэкспериментируем немного в другой области.
Действительно, на скользкой дороге к вам порой приходит чувство превосходства. ИЖ легко уезжает от моноприводников со светофора, не боится снежной целины и небольших сугробов - надо только активнее работать газом. Однако наша задача - оценить, насколько понятна машина в управлении. И первые ощущения очень обнадеживали. "Ода" 4х4 уверенно отслеживает все действия водителя и, в отличие от моноприводников, не требует ювелирной работы рулем и газом. Словно по рельсам, она движется по раскатанной до зеркального блеска снежной трассе, огорчая лишь "задумчивой" работой маломощного мотора.
Но с ростом скорости и водительской "наглости" проскальзывания становятся все настойчивее - значит, необходима "коррекция орбиты". Вот тут не все идеально. На входе в поворот ИЖ вроде бы "по-переднеприводному" скользит наружу, требуя повернуть руль на больший угол, затем вдруг цепляется за нужную траекторию - и тут же норовит "провалиться" в занос, а вы вновь лихорадочно крутите баранку, теперь уже в обратную сторону. На неоднородном покрытии (а много ли у нас ровных?) это может повториться не раз. Конечно, профессионалы быстро приспосабливаются, тем более что даже в скольжении поведение ИЖа неплохо прогнозируется. Но выиграв у самого себя пару секунд, уже потом осознаешь, что рулем поработал почти как на "классике", а ширина используемой для движения полосы увеличилась почти вдвое. В общем, интересно, азартно... если умеешь "этим" пользоваться.
А теперь - слово менее опытному и искушенному водителю.
НА ВЗГЛЯД ЛЮБИТЕЛЯ
Izh 2126. Нет в жизни гармонии: все время за твоей спиной некто замышляет что-то нехорошее. Плетутся заговоры, строятся интриги. Кто-то извращает твои идеи и стремления, выставляет в невыгодном свете, загоняет в неприятные, порой безвыходные ситуации. Этот кто-то - мистер Задний Привод.
Коварный тип слушается руля до поры до времени, а потом вдруг машина "выстреливает", словно скользкая арбузная косточка из-под пальца, в непредсказуемом направлении. И оказывается, давно пора крутить баранку в обратную сторону! Затем - другой, еще более неожиданный "бросок" - автомобиль кидает обратно, а то и вовсе разворачивает на 180 градусов.
Выход один: ехать медленно. Постоянно следить за тем, что делается позади и угадывать, куда в очередной раз вильнет хвостом автомобиль. Вдобавок испытание парковкой в узком проезде между сугробами Задний Привод не выдержал: пришлось просить помощи и толкать.
VAZ 2111. "Хватит фишки сбивать!" - одернул меня Сергей, когда третий конус улетел в сугроб. "Да я ниче" - это он, наглец! Передний Привод. Разница в характере езды проявилась сразу: я нажал на педаль - и машина рванулась, что удивительно - в том самом направлении, куда повернут руль. Мне понравилось!
Этого господина можно назвать пунктуальным, даже педантичным. Делает то, что ему приказано, не забывается в фантазиях. "Езжай направо", - говорю я, и он не переспрашивает, как Задний Привод: "Куда-куда?" - просто едет, куда я пожелаю.
Задний Привод, прежде чем набрать ход, задумчиво крутит колеса, а переднему только дай повод погоняться - выстреливает мгновенно. Он оживляет дремлющий где-то глубоко внутри инстинкт гонщика. Фишки летели, мотор урчал, а я ехал все смелее и смелее.
Izh 2126 4х4. По-моему, в словосочетании "Полный Привод" прилагательное "полный" значит "толстый". Потому что полноприводник ведет себя, подобно толстому господину: идет не торопясь и излучает уверенность всей своей массой.
Желание давить на педаль улетучилось, азарт пропал. Хотелось не спеша объезжать конуса, причем по самой дальней траектории. Полноприводный автомобиль - словно баркас: стоит задать ему направление (можно даже примерно) - и он спокойно двинет в нужную сторону. Хотя в отличие от Переднего Привода, Полный заставляет больше работать рулем: его поворот не всегда отзовется изменением направления. Но когда не торопишься, это не столь важно.
Есть своя прелесть в том, чтобы не спеша взметать придорожные сугробы без страха застрять или забуксовать. В общем, главные преимущества Полного Привода - уверенность и спокойствие. Правда, маневр "парковка" на нем мне поначалу не удался! Для езды в узких заснеженных дворах еще надо потренироваться: тут легко засесть, если не знаешь особенностей 4х4.
* * *
Отрадно, что при сравнении переднего и заднего привода ощущения "чайника" и профессионала почти полностью совпали: оба за передний привод. Езда с ним проще, понятнее и доступнее для водителя любой квалификации.
Применительно к схеме 4х4 хочется подчеркнуть фразу непрофессионала: "уверенность и спокойствие". Именно при соблюдении этих условий полноприводный автомобиль более безопасен. Ну, а "гонщикам" напомним: помимо очевидных достоинств, каждая из схем полного привода обладает своими, индивидуальными особенностями управления, которые проявляются, как правило, в экстремальных ситуациях. И даже очень опытный водитель не всегда готов к ним.
ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ТРАССЫ, с
4х4
Профессионал 51 46 44
"Чайник" 55 48 49