Гулливеры и лилипуты

ГУЛЛИВЕРЫ И ЛИЛИПУТЫ

ОТ "ХИЖИН" В МЕТР ТРИДЦАТЬ ДО ТРИДЦАТИМЕТРОВЫХ "ДВОРЦОВ"

Но, оказывается, самые компактные автомобильчики рождаются в благополучные времена. А мода на огромные, как автобус, и комфортабельные, как особняк, машины, существующая почти столько же, сколько сам автомобиль, тоже не проходит...

ГОНКИ ГИГАНТОВ

Самым большим серийным легковым автомобилем по сей день считают "Бугатти-Роял тип 41". Первые экземпляры этой модели выпустили в далеком 1927 году, последние - в 1932-м. "Роял тип 41" прославился астрономической по тем временам ценой 42 тысячи долларов и не менее внушительным габаритом: от бампера до бампера - 6,71 метра. Один лишь капот этого монстра раскинулся на 2,13 (!) метра. Хотя под ним и стоял восьмицилиндровый двигатель мощностью около 300 л. с., особой технической необходимости во "взращивании" циклопа, опиравшегося на асфальт 24-дюймовыми колесами, не было. Задача была иной: подчеркнуть привилегированное положение владельца королевского "Бугатти".

Сильные мира сего и сегодня предпочитают солидность и внушительность. А коли есть спрос - будет и предложение. Из ныне выпускаемых серийных авто рекорд за недавним дебютантом "Майбахом". Когда "Даймлер-Крайслер" в 1997-м показал публике прототип, длина машины 5,77 м произвела на публику сильное впечатление. Таким и сделали серийный " Maybach 57". Помимо него существует и " Maybach 62". Нетрудно догадаться по индексу, что он дорос до 6,2 м, а точнее - 6,17 м.

К "Майбаху" приближаются американские машины, в первую очередь - вседорожники. Они поддерживают традицию: в Новом Свете все должно быть самым-самым - будь то 110-этажный 442-метровый небоскреб Сирз Тауэр или компьютерный гений Билл Гейтс, в недавнем прошлом самый богатый человек планеты. В былые времена американцы по праву хвастали очень большими автомобилями. Сегодня строй заокеанских "крейсеров" изрядно поредел. Но "Форд" не упускает возможности напомнить, что производит самый большой серийный вседорожник в мире. Два с лишним метра высоты и столько же ширины, длина 5755 мм - таковы параметры "стопроцентного американца" - вседорожника "Экскешн". До его рождения пальму первенства долго держал небезызвестный на российских просторах "Шевроле-Сабербен", "прыгнувший в длину" на 5570 мм.

И все-таки абсолютный рекорд принадлежит... отечественному ЗИЛ-41047. Правда, лимузин длиной 6330 мм серийным можно назвать условно. Машины всегда делали единицами, а в последние годы былую гордость советского автопрома, видимо, вообще не выпускают. В отличие от стретчей протяженностью до 10 м, особенно популярных за океаном (см. ЗР, 2002, № 4). Такие машины строят не только в США, но и в Европе в небольших, но заметно превышающих зиловские (даже в период расцвета социализма) масштабах.

Впрочем, даже мелкосерийным машинам не тягаться со штучными образцами, создатели которых вовсю стремятся удивить мир. Так, американец Джей Орберг построил лимузин "Американская мечта" (American Dream) длиной... 30,5 метра! На борту машины могут одновременно устроить вечеринку до пятидесяти гостей, в распоряжении которых плавательный бассейн и огромная кровать с водяным матрацем. Дабы 10-тонная конструкция на базе "Кадиллака" 1980 года выпуска могла хоть как-то маневрировать, пришлось сделать кузов сочлененным по принципу городского автобуса. В движение 26-колесную "Американскую мечту" приводят два двигателя, а в корме предусмотрено место для... второго водителя, который управляет монстром, если нужно сдать задним ходом.

МИНИ? МИКРО!

Трудно сказать, что двигало инженерами английской фирмы "Пил Инжиниринг Компани", когда они решили отвлечься от производства моторных лодок и заняться автомобилями. Плод их фантазий надолго занял место на страницах автомобильной прессы и даже угодил в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. С 1962 по 1965 гг. фирма выпустила несколько сотен трехколесных микроавтомобилей "Пил-P50", владельцы которых, бесспорно, имели немало преимуществ перед хозяевами полноценных авто.

Судите сами: никаких проблем с парковкой - длина машины всего... 1,34 м, ширина и высота 0,99 и 1,34 м. На ночь авто можно уносить на хранение домой, поскольку его масса... 59 кг. Есть и другие плюсы: супруга не попросит отвезти ее на работу - "Пил" машина одноместная. Наконец, мойка крохи отнимает всего пару минут. И все же охотников на такое средство передвижения нашлось немного. Видимо, их отпугнуло отсутствие задней передачи (приходилось разворачивать "Пил" вручную) и сильный шум 49-кубового двухтактника ДКВ, развивавшего всего 2,9 кВт/4 л. с. и разгонявшего "Пил" до 60 км/ч.

Наши современники не в пример комфортабельнее и безопаснее. Так, рекордсмен среди малышей "Смарт" не уступает по комфорту традиционным малолитражкам, будучи на треть короче. Карьера двухместного 2,5-метрового автомобиля, над которым работали "Даймлер-Крайслер" и швейцарская фирма MCC, сложилась куда успешнее английского прародителя. Годовой объем продаж достигает ста тысяч в год, что способствовало появлению дизельной модификации, кабриолета и даже версии с 70-сильным турбомотором.

Потягаться со "Смартом" по части габарита пока могут лишь малютки-квадрициклы, которые еще недавно не причисляли к автомобилям. Но квадрициклы преобразились из гадких утят во вполне симпатичные, оснащенные такими "излишествами", как кондиционер и электростеклоподъемники, машинки. А, например, французская "Шатене" выпускает даже четырехместную модель длиной 2890 мм.

В странах, где продают квадрициклы, на них официально разрешено ездить без "прав". Одними из последних в число таких государств вошла Испания, долго сопротивлявшаяся нашествию "неполноценных" карликов. Результат не заставил долго ждать: за первый год продали около 13 тысяч микроавтомобилей. Появились и местные производители таких машин. Испанский "Вексел" длиной 2341 мм оборудован даже трапом, позволяющим въехать в машину через дверь в задней стенке на инвалидном кресле. Если бы аналогичный трап предусмотрел конструктор "Американской мечты", в нее можно было бы загнать... десяток "векселей".

Исполин "Форд-Экскешн" с турбодизелем объемом 7,3 л способен на такие подвиги, как буксировка прицепа с "пароходом" массой под пять тонн.

Содержать самый длинный автомобиль мира хлопотно: только подкачка колес занимает полдня!

Квадрицикл "Шатене-Спидино" далеко не самый "хилый" малыш: длина чуть больше 2,5 метра, масса - "целых" 350 кг.

В случае поломки "Пил-Р50" хозяину необязательно было ждать эвакуатор: машину можно тащить за собой при помощи специальной ручки на задней части кузова.

Подпишитесь на «За рулем» в