ГАЗ-61-73: вездеход для маршала

Реставраторы мастерской Евгения Шаманс­кого недавно вернули к жизни легендарный внедорожник ГАЗ-61-73. Его выпустили в 1940 году с открытым кузовом (типа фаэтон), затем, во время войны, на шасси поставили закрытый кузов от «эмки». И на этом автомобиле всю войну ездил маршал Иван Степанович Конев, что подтверждено документами. Настоящая легенда! А мы проведем тест-драйв.

Легковую модель повышенной проходимости ГАЗ-61 разрабатывали специально для советских военачальников. Ведущим конструктором стал Виталий Андреевич Грачев, создатель трехосного грузопассажирского ГАЗ-21, армейских ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобиля БА-64, колесной самоходной пушки ГАЗ-68… Задание на проектирование ГАЗ-61 Грачев получил в июле 1938-го. Работали тогда быстро, энергично: уже в июне 1939-го опытный образец проходил испытания.

Конструктор использовал в основном детали серийных автомобилей, спроектировав заново лишь передний мост и раздаточную коробку. Шасси, кузов, тормоза, электрооборудование – от фаэтона ГАЗ-11-40. Четырехступенчатая коробка передач – от «полуторки» ГАЗ-ММ. На опытном образце стоял двигатель Dodge D5 – потом наш советский ГАЗ-11. Все это помогло реставраторам при воссоздании автомобиля: недостающие, но аутентичные детали брали от других газовских машин.

Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 при рабочем объеме 3480 см3 развивает 76 л.с. (версия с чугунной головкой и степенью сжатия 5,6) или 85 л.с. при 3600 об/мин (с алюминиевой головкой и степенью сжатия 6,5)
Передний ведущий мост в отличие от заднего фактически создали заново (впервые на ГАЗе), установив сначала ШРУСы Rzeppa, а потом заменив их на Bendix-Weiss

По принятой на довоенном ГАЗе системе обозначения первые две цифры – это тип шасси, вторая пара – тип кузова. Автомобиль ГАЗ-61-40 выпускался с открытым кузовом (фаэтон). Машины первой промышленной партии 1940 года получили нарком обороны маршал Ворошилов, генералы Жуков, Тюленев, Мерецков и Павлов. Закрытые ГАЗ-61-73 достались маршалам Шапошникову, Кулику и Тимошенко.

Конева нет среди первых получателей вездеходов, он – третий «владелец». Первым был генерал армии Дмитрий Григорьевич Павлов, командующий войсками Западного особого военного округа, преобразованного с началом войны в Западный фронт. 30 июня 1941 года после разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» генерал Павлов был отстранен от командования, арестован и расстрелян. Автомобиль попал к новому командующему фронтом – маршалу Тимошенко. У Семена Константиновича уже был свой ГАЗ-11-73. Генерал-полковнику Коневу вездеход достался осенью 1941 года, когда он стал командующим фронтом вместо Тимошенко, и тот уступил ему свой «резерв».

Кузов хоть и закрытый, но на этом комфорт заканчивается: в автомобиле нет даже отопителя. Зато есть прикуриватель и пепельница (в центре торпедо)
Панель приборов у ГАЗ-61-73 такая же, как у обычной «эмки», но к группе указателей добавили масляный манометр. Двигатель здесь подвергается большей нагрузке

Из-за надвигающейся суровой зимы в 1941-м фаэтоны из первой партии отправили на Московский танкоремонтный завод №101, где на шасси установили закрытые кузова от ГАЗ-11-73, по образцу модели 61-73, которую к тому времени уже выпускали мелкими партиями. В таком виде этот автомобиль и дошел до наших дней. Сам маршал уделил ему несколько строк в мемуарах «Записки командующего фронтом»:

«Моя группа состояла из четырех машин. Впереди меня шел «Виллис» с адъютантом, далее мой автомобиль. Я сидел на переднем сиденье, рядом с водителем. В кузове – постель и подушка. За мной шла машина «Додж» с охраной, а далее – бронетранспортер. Все автомобили, преодолевая грязь и глубокие колеи, проделанные танкистами, шли на первой скорости. Рев наших моторов заглушал все, и мы не слышали шума самолетов. Неожиданно вокруг нас на площади примерно 50 на 100 м все озарилось пламенем, раздались взрывы бомб и свист осколков. Я приказал шоферу выключить свет фар, но впередиидущий «Виллис» остановился и загородил дорогу. Моя машина наехала на него, от толчка опять включился свет, и шофер не мог его погасить. Проходит минута, две. Мы слышим второй заход самолета, и новая серия бомб рассыпалась возле нас. Наконец свет фар погас. Все четыре автомобиля остановились. Самолетов в ночном небе уже не было слышно. Осмотрев машины, мы увидели, что у моей «эмки» пробиты мелкими осколками оба ветровых стекла. В крыше тоже несколько пробоин, одна значительных размеров. «На память» в кузове оказался большой осколок бомбы весом около 500 г, который ударился о подушку и одеяло и застрял. Подушка и одеяло спасли меня от осколка, который мог бы угодить в позвоночник. Все уцелели...»

Диваны очень мягкие, не хуже домашних. Места для ног и над головой более чем достаточно, однако по сравнению с современными автомобилями салон узковат. И очень прост

Вместе с маршалом всю войну прошел не только его ГАЗ-61, но и водители Г. И. Губатенко и Ф. П. Погорелко.

После войны автомобиль оказался в гараже Генерального штаба, а затем попал к подполковнику запаса Н. Н. Пустовойченко. Уже в 70-е Николай Николаевич осознавал всю историческую ценность раритета – провел реставрацию, бережно хранил, участвовал в парадах и киносъем­ках. В нес­кольких фильмах этот ГАЗ-61 «играл» сам себя – автомобиль командующего Западным фронтом.

После смерти Пустовойченко автомобиль сменил еще нескольких владельцев. Кто-то пытался его заново отреставрировать, но не справился. К Евгению Шаманскому он попал, как говорят, «в мешке». Машину восстанавливали несколько лет, сумев довести ее до полностью оригинального состояния. Удалось отреставрировать и раздатку, и мосты, и редкие ШРУСы. Ткань для салона заказывали заново, по образцу уцелевшего куска обивки. На приборной панели сохранили фрагмент родной краски. Даже колеса со специальным «вездеходным» протектором «Граунд-Грипп» соответствуют оригиналу. И, конечно же, автомобиль на ходу, что мы оценили во время тест-драйва.

Маршал СССР Иван Степанович Конев

Родился 16 (28) декабря 1897 года в деревне Лодейно Вологодской губернии в крестьянской семье. Весной 1916 года был призван в русскую императорскую армию. Демобилизовался в 1917-м, вернулся в родное село. В 1918-м был избран уездным военным комиссаром, затем добился зачисления в Красную Армию... Командовал Западными фронтами, Калининс­ким, 2-м Украинским. Звание маршала получил 20 февраля 1944 года. Дважды Герой Советского Союза. Прах захоронен на Красной площади в Кремлевской стене.

Вердикт

Илья Пименов, редактор:

– Из-за сложности рельефа ездить пришлось «на первой скорости», как и писал маршал Конев. Но и это удовольствие, когда сидишь за рулем такого легендарного автомобиля. Ощущения необыкновенные.

Дорожный просвет огромный, куда там современным внедорожникам! Садиться и выходить приходится с широкой подножки. Двери открываются против хода. Зато органы управления – как современные, есть даже кнопка стартера. Педаль сцепления очень длинноходная. Но заглох я только один раз: двигатель отлично тянет на «низах». И к габаритам привыкать не надо – края машины хорошо видно. О комфорте в принципе говорить не приходится. Трансмиссия воет, «печки» нет... А самое запоминающееся – тяжеленный руль с тонюсеньким ободом, который приходится вращать двумя руками. А деды говорили: «крутить баранку»... Сильные люди были. Вечная память им.

Подпишитесь на «За рулем» в