Круиз в лучах ксенона
ТЕХНИКА
/СЛОВА, СЛОВА...
КРУИЗ В ЛУЧАХ КСЕНОНА
ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
ИНЕРТНАЯ МОДА
Несколько лет назад на наших дорогах появились дорогие иномарки, чей диковинный лунно-голубой свет фар распугивал зазевавшихся в левом ряду "чайников". Тогда-то возникла мода на "ксенон", и в магазинах появились галогенные лампы (например, для "жигулей") с колбой, окрашивающей световой пучок в голубой цвет. Однако не стоит заниматься самообманом: "ксеноновые" самозванцы никакого отношения к мощной светотехнике дорогих автомобилей не имеют.
Называться ксеноновыми имеют право лишь настоящие газоразрядные лампы, в колбе которых светится дуговой разряд между электродами, помещенными в инертную среду - газ ксенон. Световая отдача таких ламп достигает 80 лм/Вт, что в несколько раз больше обычных нитевых "галогенок", они не перегорают и не боятся вибраций.
Но чудес не бывает, и минус у ксеноновой светотехники тоже есть - она на порядок дороже обычной, поскольку самой газоразрядной лампой дело не ограничивается. Для ее работы необходимо ионизировать инертный газ, для чего особые преобразователи создают импульс напряжения 28 кВ, а поддерживает разряд переменный ток частотой 300 Гц и напряжением 330 В!
Большая проблема - избежать ослепления водителей встречных машин. Например, в корпусе устанавливают экран, отсекающий "лишнюю" часть светового пучка; иногда перемещается сама лампа. Ну и уж совсем технически изысканный вариант: бортовой компьютер изменяет направление и интенсивность света в зависимости от загруженности машины, ее скорости и других факторов.
Как видите, с обычной галогенной лампой все гораздо проще... и дешевле, что и вызвало к жизни "псевдоксенон". Кстати говоря, всякие цветные колпачки и светофильтры лишь ослабляют и искажают световой поток и не допущены к применению на автомобилях!
КОНТРОЛЬ КРУИЗУ НЕ ПОМЕХА
Обладая быстрой машиной, трудно беспрекословно следовать букве закона и хотя бы изредка, невольно не нарушать скоростной режим. Хорошо в Германии с ее знаменитыми автобанами - "гонщикам" есть где отвести душу. А как быть американцам с максимально допустимыми на их бескрайних просторах 65 милями в час и неистребимой тягой к комфорту?
Ответ был найден уже давно, когда появились автомобили с так называемым круиз-контролем (Cruise Control - контроль за движением). Действительно, к чему напрягаться во время основательного марш-броска, часами держа ногу на педали газа, то и дело поглядывать на спидометр, опасаясь нарваться на полицейскую "засаду"? Ведь все это может сделать за вас техника!
Первоначально круиз-контроль представлял собой достаточно примитивное вакуумно-механическое устройство, исправно работающее лишь на дорогах, проложенных по равнинной местности.
С развитием электроники возможности инженеров существенно расширились и круиз-контроли стали "умнеть" на глазах. "Мерседес", например, представил на последней модификации
S-класса "интеллектуальный" его вариант - "Дистроник". Он не только поддерживает заданную скорость, но и радаром "сканирует" пространство на 150 м. Стоит идущему впереди автомобилю сбавить скорость, как "Дистроник" сбросит темп, а при необходимости и притормозит. Как только "помеха" исчезнет из поля зрения радара, "Мерседес" вновь наберет первоначально заданную скорость. На дисплее водитель видит реальную дистанцию до "ведущего".
Сегодня круиз-контроль, пусть не такой сложный, как "Дистроник", можно встретить на многих иномарках. Случится сесть за руль, имейте в виду, что в простейшем варианте схема управления выглядит так: нажатием рычажка фиксируют скорость, а последующим перемещением прибавляют или сбрасывают примерно по 1 км/ч. Отключается круиз-контроль, когда водитель касается педалей. После ускорения можно вернуться к прежнему режиму, отпустив газ.
Штатная
ксеноновая фара " Ауди А8":
при переключении
с ближнего света
на дальний электромотор смещает лампу относительно отражателя.
Обычные фары "Спринтера" и ксеноновые "противотуманки": почувствуйте разницу!
Управление круиз-контролем зачастую
вынесено на подрулевой рычаг.