Сколько стоит попасть в типичное ДТП — журнал За рулем

Во что обходится типичное ДТП?

Незнание ответа на этот вопрос среди водителей-новичков наводит на мысль о включении экономической мотивации соблюдать правила в обучение в автошколах. Рассмотрим предмет подробнее.

Профильные министерства и ведомства вовсю обсуждают новые программы обучения в автошколах, акцент в которых сделан на увеличении нормочасов. Тем самым чиновники планируют подтянуть знания водителей-новичков, чтобы снизить их «вклад» в суммарную статистику ДТП. А может быть, просто рассказать им о стоимости незнания?

Предлагаемый проект программ, в частности, предусматривает увеличение количества часов, отведенных на теоретическую часть, до 150 (+56 часов). За это время будущие автовладельцы освоят, помимо прочего, элементы психологии водителя, а также поведение в конфликтных ситуациях. Что ж, идея выглядит здраво, но до сих пор изучение ПДД (если оно вообще имело место) нередко сводилось к тому, чтобы отсидеть занятия, а потом зазубрить все в последний день перед сдачей экзаменов. Выходит, тех, кто уже завтра собирается сесть за руль, интересует, прежде всего, само право на управление транспортным средством, а не безопасное, комфортное и экономически целесообразное им управление.

Слабая мотивация

Едва переступив порог автошколы, вы начинаете учить какие-то правила, знаки, разметки... Вот только нет ответа на вопрос: «Зачем это нужно именно мне?». Также нет внятного ответа на базовые вопросы будущего водителя: «Чем полезны эти правила?», «Кто их вообще придумал и зачем?», «А может правила и получше есть?» и, наконец, «Сколько стоит нарушать эти правила?». Отсутствие внятных ответов, да еще и отношение к учащемуся как к простому исполнителю формируют нынешнее нигилистическое отношение большинства к изучению правил в автошколе и как следствие к их соблюдению на дороге.

Помимо работы над самой программой обучения необходим вводный мотивационный блок, цель которого — убедить водителя в нужности соблюдения правил конкретно для него, а не для дядей с палочками в кустах. Только тогда он будет изучать и принимать для себя текущую и расширенную программы. Для этого обучение должно вестись с позиции решения задач водителя. Чего хочет каждый из них, так это ездить с удовольствием и долго, при этом реже попадая в ДТП. Сейчас же, скорее, государство решает «свою» проблему с безопасностью на дорогах, заставляя других что-то соблюдать. Помогают ли ему в этом водители-россияне? Ответ — на наших дорогах.

Финал PDD 2_0 испр

Финал PDD 2_0 испр

Конечно, у водителей и государства цели похожие, но и различия очевидны. Или тебе командуют «Исполнитель, выполняй!», или к тебе относятся как к сознательному участнику решения общей для всех водителей задачи по совместному передвижению.

В чужой шкуре

Рассмотрим кратко основные блоки, на которых основывается подход к обучению с позиции решения задач водителя.

Первая проблема, которая должна ставиться перед начинающим водителем, — регулирование дорожного движения. Действительно, дороги у нас в стране общие, а машин много. Проехать надо всем, а как? «Первым проедет тот, кто быстрее или у кого броня толще?» Возможно, но тогда мы обеспечены на приключения на каждом перекрестке: бесконечное выяснение, кто все-таки круче, ругань, мордобой… Вот почему возникает проблема регулирования движения, которую — бинго! — и решает ПДД. В результате учащийся понимает, что правила нужны водителям, потому что они позволяют всем использовать общую систему дорог.

«Свои» правила

Далее нужно убедить учащихся в том, что ПДД — на сегодня лучшее из всех решений регулирования движения. Действительно, а что, если ПДД придуманы ГИБДД, чтобы штрафы собирать? А может, наши правила — советское наследие, морально устаревшее? Чтобы убедить учащегося в обратном, нужно позволить ему проверить ПДД на прочность. Например, дать возможность самостоятельно найти решение для распространенных дорожных ситуаций, с обоснованной критикой со стороны преподавателя и, как итог, оглашения общепринятого положения. В роли «соавтора» правил завтрашний водитель куда охотнее примет их для себя. Кроме того, известно, что эффективность усвоения материала в виде лекций-монологов составляет всего 20%, тогда как участие в дискуссии по решению дорожных ситуаций вдвое эффективнее (см. диаграмму ниже).

EffectiveStudyMethods

EffectiveStudyMethods

Удар по карману

Один из самых важных, но ныне неиспользуемых способов мотивации водителя, — экономический. Благо, наши депутаты планомерно поднимают планку штрафов до европейских стандартов. Наша задача убедить водителя, что соблюдать правила — выгодно. Например, просто показав обратное. На конкретных примерах и с калькуляцией в рублях. «Если я все-таки нарушу правила, чтобы выиграть минуту на перекрестке, сколько мне придется за нее заплатить? Вроде маячит какой-то штраф, но ведь это если поймают! Да и ловят-то у нас не всех. Так почему бы не рискнуть?» И рискуют. Потому что никто в свое время не рассказал, сколько стоит нарушать, скажем, в рублях за год. Да и «бесплатные» эти минуты лишь до первой аварии... По данным ГИБДД РФ, в прошлом году в 87,7% случаев аварии происходили именно из-за нарушения ПДД.

ДТП: считаем деньги

А теперь переходим к главному вопросу. В автошколах никто не говорит водителю, сколько вообще стоит вляпаться в ДТП. И, самое главное, не говорит, что ДТП по своей вине стоит на порядок дороже. Да, конечно, есть полис ОСАГО, но все ли так просто? Сравним полную стоимость самой распространенной аварии, когда с одной стороны — водитель-виновник, а с другой — потерпевший.

Цена последствий ДТП для водителя-виновника состоит из возмещения ущерба потерпевшему в виде разницы между реальным ущербом и компенсации со стороны страховой компании по полису ОСАГО. Сами страховщики объясняют эту разницу износом деталей пострадавшего авто. Как бы там ни было, на практике потерпевшему приходится возмещать ее через судебную тяжбу с виновником.

При расчете величины ущерба при типичном ДТП будем исходить из следующих данных. Самая популярная выплата по ОСАГО в 2012 году, по данным Агентства страховых новостей, составила 10 900 руб. В то же время, по оценкам «Главстрахконтроля», средний коэффициент занижения выплат страховщиками на сегодня составляет 60%. Тогда реальный ущерб автомобилю в типичном ДТП равен 17 440 руб. Выходит, наш потерпевший будет «выбивать» из виновника разницу в 6540 руб. Если исходить из того, что в ДТП пострадали две стороны, получаем еще 17 440, которые потребуются виновнику для восстановления своего авто.

В качестве обременения для него возникает и штрафной коэффициент при покупке следующего полиса ОСАГО: +50% к стоимости полиса, то есть около 1500 руб. А также штраф за нарушение ПДД, повлекшее за собой столкновение: даже по минимуму на сегодня — 500 руб. Обольщаться сменой страховой компании не стоит, так как рано или поздно страховщики введут-таки единую базу истории страхователей.

И, наконец, косвенные расходы. Среди них — время на урегулирование ДТП (ожидание инспекторов ГИБДД, документооборот, визиты в страховую компанию, ГИБДД, суды, СТО), что означает потерю рабочего времени, читай — недополученный доход. При средней зарплате по стране в прошлом году 29 940 руб. (данные Росстата) один час обойдется в 170 руб., а, скажем, семь часов (суммарно на вышеуказанные процедуры) — около 1200 руб. Не говоря уже о неизмеримых потерях из-за отсутствия средства передвижения на время ремонта (такси, так как дольше добираться на общественном транспорте), потере товарной привлекательности автомобиля (пусть и отремонтированного), а также моральном ущербе (стрессы от межличностных конфликтов, споров с инспекторами, страховщиками).

Итого общая стоимость типичного ДТП для виновника составляет 6540 + 17 440 + 1500 +1200 + 500 = 27 180 руб.

Для законопослушных водителей цена ДТП существенно ниже даже при самом пессимистичном сценарии:

1. Считаем верхнюю планку ущерба, когда разница «ущерб — ОСАГО» ложится на потерпевшего (6540 руб.). Учитываем, что при мелких ДТП в суд обращаться зачастую нецелесообразно.

2. Косвенные расходы, как и выше, равны 1200 руб. Заметим, что тут появляется потеря времени на «выбивание» потерпевшим денег из страховой компании.

Итого, 7740 руб., что в 3,5 раза меньше, чем у виновника! И это, повторимся, при пессимистичном сценарии.

chartgo2

chartgo2

А во что выльются нарушения в течение года?

Берем да мерим! Уже год существует простая методика оценки последствий нарушений ПДД. Эта стоимость зависит от полной стоимости последствий аварии и дополнительного риска попасть в нее, появляющегося из-за постоянных нарушений правил в течение года. Дополнительный риск попасть в ДТП, например, в Красноярске, составил 20,7%, то есть оценка стоимости потенциальных нарушений ПДД за год: 0,207 х 27 180 = 5630 руб. Это больше нескольких транспортных налогов!

Вот тут-то и открывается финансовый ориентир для водителя, чтобы понять, сколько стоит лишняя минута на перекрестке. Тогда перед нарушением водитель серьезно прикинет цену своему невежеству. И это только финансовые последствия, а ведь случаются и лишения прав, и административные взыскания, да и УК не дремлет… Вот это мотивация!

В качестве резюме

На сегодня основная причина нарушений ПДД заключается в отсутствии мотивации их соблюдать. Действительно, водитель будет заинтересован изучать, а потом и соблюдать правила, если вовремя убедится, что соблюдение правил нужно именно ему. Чтобы добиться этого, простого увеличения материала и уделяемого ему времени недостаточно — необходимо подать его с позиции решения задач самого водителя. Например, экономических. Ведь очевидно, что начинающие водители, до первой аварии, не знают о стоимости последствий ДТП по своей вине. Если бы знали, то, конечно, понимали, чем рискуют, и нарушали бы меньше.

Авторы: Павел Федюнин, заведующий кафедрой «Автомобили и тракторы» НГАУ, к. т. н., доцент, директор автошколы «УниверАВТО» (г. Новосибирск); Алексей Сапожков, автор образовательного проекта «Мотивация водителей в обучении в автошколах»

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...