Рынок падает: кто выживет?

В мае российский рынок рухнул на 12%. Снижение покупательской способности граждан серьезно ударило по автомобильному сектору экономики. Эксперты предрекают закрытие даже крупных дилеров.

Резкое замедление продаж вполне предсказуемо, считает старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. Дело в том, что в первом квартале многие россияне на фоне грядущего роста цен на авто, падения рубля и общей внешнеполитической нестабильности почли за благо инвестировать накопления в покупку машин. Схожая картина наблюдается и на рынке недвижимости. «В мае этот эффект прекратил действие, и текущая емкость рынка отражается наиболее адекватно», – объясняет эксперт.

Ford хочет отжаться

Среди автокомпаний в числе лидеров падения российское подразделение Ford. Для того чтобы вывести бизнес из пике, американцы предпринимают активные действия. «Мы уже снизили цены на Focus, попутно пересмотрели все комплектации, сделав акцент на технологичность», – рассказывает вице-президент по связям с общественностью холдинга Ford Sollers Елизавета Новикова. Особенно сильно по Ford ударило общее падение популярности автомобилей С-класса. В компании убеждены, что в этом сегменте их автомобиль конкурирует не только, к примеру, с закономерным соперником в лице Volkswagen Golf, но и с такими автомобилями, как Renault Duster и Nissan Juke.

Определяющим фактором для клиентов оказывается цена, и при схожем ценнике они все чаще делают выбор в сторону компактных кроссоверов. Именно поэтому уже в этом году у продавцов Ford появится небольшой паркетник Ecosport, также намечен запуск в продажу большого кроссовера Edge. Линейку моделей можно было бы дополнить, но нестабильность российской валюты отпугивает бизнесменов. Курсовые колебания в 2-3 рубля уже могут быть для них преградой для импорта новой машины.

Дилерам не до шуток

В дилерской среде царят более грустные настроения. «Когда бизнес плачется, что нет денег, еще можно собирать налоги, а когда смеются – это уже все. Так вот — сейчас мы уже смеемся»,— с горечью иронизирует президент Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Андрей Петренко. По его словам, под угрозой закрытия стоят не просто отдельные станции, а целые дилерские сети. В сложившейся ситуации дистрибьюторы пошли на компромисс и разрешили своим дилерам отступить от жестких корпоративных стандартов. В частности, некоторые монобрендовые дилеры получили разрешение на расширение портфеля за счет новых марок.

Крупные дилерские сетевики убеждены, что именно такой способ позволяет выживать на падающем рынке. «В условиях падения покупательского спроса крупные дилеры, предлагающие клиентам широкий портфель марок, в любом случае останутся в наиболее выгодном положении по сравнению с мелкими конкурентами», — комментирует Алексей Тузов, первый вице-президент группы компаний «АвтоСпецЦентр». Бизнесмен прогнозирует большое число сделок слияния и поглощения в 2014 году. «Для единичных автосалонов, владельцы которых являются собственниками бизнеса в других отраслях, это наиболее выгодный вариант остаться на плаву, — заметил Тузов. – Мы, со своей стороны, рассматриваем возможности подобного укрупнения бизнеса».

Превышение предложения над спросом уже вынудило многих импортеров сократить поставки новых машин в нашу страну. Так, по данным «АвтоСпецЦентра», свои квоты скорректировали Toyota и Porsche. Иностранные инвесторы, построившие заводы в РФ, судя по всему, скоро обратятся за помощью к правительству либо продолжат сокращение объемов производства и, соответственно, штата сотрудников, обслуживающих его. Дилеры тоже ждут помощи от правительства. «Ранее мы направляли письмо в Минпромторг с просьбой поддержать нас. Мы говорили, что вместе с падением продаж сократятся и налоговые поступления в бюджет. Но к нам не прислушивались, и произошло то, что мы видим сейчас», — добавил глава РОАД.

Банкиры недовольны автобизнесом

Наиболее ожидаемый сценарий будущего развития для нашего рынка – это минус 8% по итогам года (по отношению к 2013-му), убежден Литвиненко. «Я не вижу какой-то тяжелой ситуации, которая напоминает, к примеру, 2009 год. Сейчас и дилеры лучше подготовлены — они не допускают больших остатков на складах — и в целом ситуация не такая плачевная», — заметил аналитик. Литвиненко отмечает, что труднее придется небольшим дилерам и тем, кто рассчитывает на привлечение банковских денег для товарных кредитов. В банковском секторе сейчас наблюдается некоторое разочарование автомобильным бизнесом, в связи с этим банкиры ужесточили требования для выдачи кредита автомобильным продавцам. «В четвертом квартале ситуация, скорее всего, улучшится, потому что скажется эффект отложенного спроса. Продажи пойдут вверх, но это вовсе не означает, что рынок выйдет из минуса», — резюмировал аналитик PricewaterhouseCoopers.

Подпишитесь на «За рулем» в