Тест 10 аккумуляторных батарей: электрические дуэты

У нас на испытаниях побывали десять аккумуляторных батарей одного типоразмера, половина — системы AGM (с абсорбированным электролитом). Как распределились места в рейтинге, допустима ли замена обычной батареи на AGM-аккумулятор, на каких автомобилях желательно применять такие АКБ? Об этом — ниже.

«Что может быть проще примитивного нуль-передатчика? Только примитивный нуль-аккумулятор». А. и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров»

00

00Что может быть проще примитивного нуль-передатчика? Только примитивный нуль-аккумулятор. А. и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров»
Что может быть проще примитивного нуль-передатчика? Только примитивный нуль-аккумулятор. А. и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров»

Хотите, чтобы под капотом вашей машины появилась современная аккумуляторная батарея, которая не боится глубоких разрядов, спокойно выдает большие токи, хорошо принимает заряд и обладает отменной дуракоустойчивостью?

Респект скептикам, которые понимают: подобная батарея будет вдвое дороже обычной, а при такой цене все перечисленные плюсы стыдливо меркнут, требуя более тщательной бухгалтерии. Именно этим мы и решили заняться.

Для исследования отобрали бренды, в линейке которых представлены батареи двух типов — так называемые AGМ (с абсорбированным электролитом), которые обладают всеми вышеперечисленными свойствами, и обычные. Причем мы искали батареи в европейском исполнении, с габаритами 242×175×190 мм. Такие устанавливают, к примеру, на «Фольксваген-Поло», «Шкоду-Рапид», все «лады» и т. п. 

Подобных дуэтов набралось пять — торговых марок «Баннер», «Бош», «Варта», «Дека» и «Молл». Все изделия приобретались редакцией за наличный расчет в обычных магазинах.

01

01

ЧТО ТАКОЕ AGM

Батареи AGМ — те же свинцово‑кислотные изделия, к которым привыкли многие поколения автомобилистов, но значительно усовершенствованные. AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, который пропитывает микропоры сепаратора. Свободный объем микропор используется для замкнутой рекомбинации газов, в результате вода не испаряется. Водород и кислород, покидающие отрицательную и положительную пластины соответственно, попадают в связанную среду и вновь соединяются, оставаясь внутри батареи. Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких», поскольку проводимость сепаратора из стекловолокна лучше по сравнению с традиционными «конвертами» из полиэтилена. Поэтому батарея способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпáться, благодаря чему батарея выдерживает глубокие циклические разряды. Она может работать хоть вверх ногами. А если разбить ее вдребезги, то ядовитой лужи не будет: связанный электролит останется в сепараторах.

Преимущества AGМ-аккумуляторов в полной мере раскрываются на автомобилях с системой «cтарт-стоп» и с повышенным энергопотреблением (машины МЧС, скорая помощь) и т. п. 

ПО ОДЕЖКЕ И ПО УМУ

Амперметры с вольтметрами пока отложим в сторону и глянем на этикетки. Самый высокий заявленный ток, 750 А, оказался вовсе не у AGМ-батареи, а у обычной Deka Gold. Самые скромные токовые заявки — у обычных же «Боша» и «Варты»: по 540 А.

Средняя масса AGМ-батарей почти на полтора кило больше. Самой легкой в стане AGМ оказалась модель MOLL 8 10 60 — она легче обычных «Деки» и «Баннера»! 

И это явный симптом последующей неудачи в испытаниях: в батарею явно чего-то недоложили. Победитель теста, которого назовем чуть позже, оказался на два с лишним килограмма тяжелее.

Заявленная емкость участников — от 60 до 63 А·ч.

Цена обычных батарей — от 3000 до 4800 рублей. AGМ вдвое дороже: от 6300 до 7750 рублей. Самая дорогая парочка — у «Деки»: 4800 и 7750 рублей! А в дешевые дуэты угодили «Бош» и «Варта». Чего только не бывает на свете!

Теперь переходим к электрическим замерам. Нас интересуют резервная емкость, энергия при —18 и —29 °C, а также способность полностью разряженных батарей принимать заряд.

02

02

ПРОДАВЦЫ, ДЖОУЛИ, БАЛЛЫ

Опыт прежних лет говорит, что начинать приходится с неприятного. Так и есть: абсолютно все батареи, будучи новыми и гарантийными, оказались разряженными — какая на 19%, а иные на все 60%! Ни одному продавцу не приходит в голову пользоваться зарядными устройствами. Если такую батарею сразу поставить под капот да поторчать несколько дней в пробках, особенно зимой, то через неделю она имеет полное право помереть.

Пришлось потратить время, чтобы привести аккумуляторы в чувство. Тем, кому интересна разница между «было» и «стало», стоит заглянуть в итоговую таблицу — в столбец «Резервная емкость». Наш совет: не спешите устанавливать свежекупленную батарею на машину — нужно проверить степень зарядки и подзарядить, если необходимо. Мы ожидали, что AGМ-батареи возьмут лидерство по всем позициям, но этого не произошло. Основную сумятицу внесли «слишком хорошая» традиционная батарея Deka Gold и «слишком плохая» AGM-модель MOLL 8 10 60, которая оказалась в аутсайдерах. Вот тебе и AGМ ценою в 7000 рэ… Также удивила Deka Ultimate AGМ, которая почти во всем проиграла своей «обычной» напарнице Deka Gold.

Из пяти пар в неоспоримом превосходстве новых технологий над старыми убедила только «Варта». Остальные дуэты то и дело заставляли в этом сомневаться. Тем не менее в абсолютном зачете первые три места уверенно заняли именно AGМ-батареи: VARTA Start Stop Plus, Banner Running Bull AGM и Bosch AGM.

03

03

Ради интереса провели подсчет баллов в «парном катании»: какой дуэт окажется лучшим? Любопытно, что расстановка не поменялась: всё те же «Варта», «Баннер» и «Бош». Более того, при подсчете отношения цены и качества имена снова не изменились. Однако на сей раз первенствовали обычные батареи: лучшая — VARTA Blue Dynamic, на сотую долю балла отстал Banner Power Bull, а за ним — Bosch Silver. Это вполне предсказуемо: почти двойную разницу в цене батареи AGМ отыграть не смогли.

ОБЫЧНЫЙ АККУМУЛЯТОР ИЛИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ AGM: ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

AGМ-аккумуляторы одержали победу, заняв весь пьедестал почета. Однако резона срочно покупать их вместо обычных батарей нет: таланты, скорее всего, останутся невостребованными. Другое дело, если ваша машина увешана разного рода лебедками, дополнительными фарами и прочими «светомузыками» и батарее приходится то и дело капитально разряжаться. В этих случаях выбор дорогой «коробки с электричеством» оправдан.

04

04

МЕТОДИКА РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ

05

05

В каждом виде испытаний мы брали лучший и худшие результаты, присваивая им, соответственно, 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получали промежуточные баллы согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 109 минут, а аутсайдер — 96, то участник с результатом 101 минута получал 2,54 балла. И так во всех видах испытаний. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое пяти промежуточных оценок.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙ

Резервная емкость. Показывает, долго ли холодной дождливой ночью проедет автомобиль, у которого испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат — у батареи Banner Running Bull AGM: 109 минут

Худший — 96 минут

Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях (кДж). Чем выше, тем лучше.

Лучший результат — у батареи VARTA Start-Stop Plus: 33,17 кДж

Худший — 17,85 кДж

Приведенная энергия пуска единым током при —18 °C. Позволяет сравнить токовые характеристики батарей в одинаковых условиях, вне зависимости от паспортных данных. Измеряется в кДж. Чем выше, тем лучше.

Лучший результат — у батареи VARTA Start-Stop Plus: 44,19 кДж

Худший — 13,95 кДж

Приведенная энергия пуска единым током при —29 °C. От предыдущего испытания отличается только температурой. Измеряется в кДж. Чем выше, тем лучше.

Лучший результат — у батареи VARTA Start-Stop Plus: 3,25 кДж

Худший — полный отказ

Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда. Измеряется в ампер-часах (А·ч), принятых батареей за 4 часа заряда. Чем выше показатель, тем лучше.

Лучший результат — у батареи Deka Ultimate AGM: 48,65 А·ч

Худший — 21,95 А·ч

Примечание. Формулы для расчета энергии пуска приводились в ЗР, 2012, № 11. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей.

ЛУЧШИЕ АКБ: ПОБЕДИТЕЛИ ЭКСПЕРТИЗ «ЗА РУЛЕМ»

2014: VARTA, Banner, Bosch

2013: «Tyumen Battery Лидер», Mutlu, Royal

2012: VARTA, Мedalist, Topla

2011: Мedalist, Panasonic, Titan

2010: Мedalist, VARTA, «Зверь»

2009: VARTA, Мedalist, А‑Mega

2008: Bosch, Medalist, VARTA

2007: Мutlu, АКОМ, Мedalist

2006: VARTA, Мedalist, Bosch

2004: Tyumen, Tyumen, Мedalist

Допустима ли замена обычной батареи AGM-аккумулятором и наоборот?

Батарея AGM заменяет обычную на сто процентов. Нужна ли такая замена, если автомобилю хватает исправной штатной батареи, — другой вопрос. А вот обратная перестановка, конечно же, неполноценна — она может применяться только в безвыходной ситуации и как временный вариант.

На форумах иногда утверждают, что AGM-батарею на 50 А·ч можно ставить вместо обычной на 90 А·ч. Так ли это?

Нет. Если человеку вдвое урезать зарплату, то вне зависимости от того, какими купюрами ее станут выплачивать, денег он получит вдвое меньше. Так и с батареями: потерянные ампер-часы вам не компенсирует никакая технология, даже AGM.

На каких автомобилях нежелательно применение AGM-аккумуляторов с технической точки зрения?

Такого ограничения нет. Даже если рассматривать древние машины с неисправным реле-регулятором и нестабильным напряжением в сети, то и в этом случае батарея AGM помрет не раньше обычной. Пороговое напряжение, превышение которого чревато неприятностями, составляет примерно 14,5 В для обычных аккумуляторов и 14,8 В для AGM.

Каким батареям глубокий разряд причинит больший вред — AGM или обычным?

Обычным. После пяти-шести глубоких разрядов они могут окончательно «обидеться», в то время как для AGM число разрядов практически не ограничено.

Можно ли считать батареи AGM полностью необслуживаемыми?

Это вопрос устоявшейся терминологии, работающей больше в пользу пиара, нежели науки. Строго говоря, этот термин некорректен — как для батарей AGM, так и для любых других автомобильных аккумуляторов. Полностью необслуживаемой можно называть разве что пальчиковую батарею АА, а любой свинцовый аккумулятор таковым, вообще говоря, не является. Даже лидер технологии — батарея AGM — герметична, скажем так, на 99%, но не на все сто. И такую батарею все-таки нужно обслуживать — проверять заряженность и подзаряжать при необходимости.

Правда ли, что из-за большего стартерного тока AGM-батареи может пострадать стартер автомобиля?

Нет. Ток определяется сопротивлением нагрузки, в данном случае — стартера. И даже если батарея может выдать ток в миллион ампер, стартер возьмет себе ровно столько, сколько и от обычной батареи. Нарушить закон Ома ему не под силу.

Фотогалерея

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (19)

Самые новые

Стойкость к глубокому разряду — ценное качество.

В своё время, у меня пара-тройка (*) аккумуляторов была добита именно глубоким разрядом, когда я отдыхал вдали...

(* аккумуляторы не были новыми)

Ответить#
0

у меня на 41 стоят сиденья саабовские с памятью, так вот они работают напрямую и аккум садится до 6,5 вольт за неделю простоя(ну плюс там старлайновская сигналка помогает), пока понял раза два сажал аккум пока в отпуск ездил. Подключал зарядку интеллектуальную, и она с 6 поднимает уже до 12(причем там надо ее пару-тройку раз включить-выключить), а там полный цикл уже идет.

Опять же, категорически нигде не сказано, что напряжение ниже 10,3В это всё! — категорическая смерть! Просто процесс образования сульфата свинца при таком уровне разряда ускоряется и необходимы срочные меры, чтобы прекратить процесс и повернуть его вспять

Ответить#
0

 то есть за здоровье аккума беспокоитесь, нет?

ссылка Так в Высшем Авиационном Инженерном училище целый семестр эта тема покоя не давала. «Кафедра Черных полковников» считала, что круче темы нет!!! С первого захода ни одна лабораторная не сдавалась. Зато потом в войсках стало понятно, что они нас не зря «донимали». Нужно было видеть лица экипажа вертолета, когда они за день 11 запусков «от своих» делали и возвращались на базу, а не ночевали в степи. (а запуск одного двигателя длится до 40 секунд и токи до 1200А)

Ответить#
0

Вся литература твердит: снижение до уровня ниже 10,3В — приводит к необратимым последствиям. Поэтому и возник вопрос в первом посте....

у меня на 41 стоят сиденья саабовские с памятью, так вот они работают напрямую и аккум садится до 6,5 вольт за неделю простоя(ну плюс там старлайновская сигналка помогает), пока понял раза два сажал аккум пока в отпуск ездил. Подключал зарядку интеллектуальную, и она с 6 поднимает уже до 12(причем там надо ее пару-тройку раз включить-выключить), а там полный цикл уже идет.

Интересно бы было узнать в каком техническом состоянии сегодня находятся эти батареи?

тут мне кажется всё дело в уходе и условиях работы. Если заряжать периодически, следить за чистотой батарей и если напряжение в бортсети не шалит, то батарея прослужит долго. А если колыхать район басами на выключенном зажигании...никакая агм не спасёт.

Ответить#
0

А я про что
Я так понял, Вы про это:
снижение до уровня ниже 10,3В — приводит к необратимым последствиям.
, то есть за здоровье аккума беспокоитесь, нет?

Ответить#
0

... А ЗР ранее проводил испытания, до какого напряжения авто ещё может ехать. В смысле —- сохраняется работоспособность электроники. Вышло так, что при 8В ЭСУД отрубился. Ну и смысл в разрядке до 6В?

А я про что... Может кто-то рассчитывает «победить врагов» именно на этапе снижения напряжения от 10 до 6В??? только «релюшки» и те «держаться» до 8,5 — 8,0В.

Ответить#
0

меня «терзают смутные сомнения» : почему «сажают» до 6,0В? Вся литература твердит: снижение до уровня ниже 10,3В — приводит к необратимым последствиям
... А ЗР ранее проводил испытания, до какого напряжения авто ещё может ехать. В смысле —- сохраняется работоспособность электроники. Вышло так, что при 8В ЭСУД отрубился. Ну и смысл в разрядке до 6В?

Ответить#
0

Спасибо, Михаил Владимирович, очень познавательно

Хренасе... а при покупке настоятельно рекомендуют сразу в бой

Потрясающая разница приведённой энергии при понижении темп. до —29...

А этой энергии VARTA Start-Stop Plus: 3,25 кДж на сколько секунд хватит стартеру? Ориентировочно?

А сколько уже раз информирую, что «россказни» о том, что «сразу в бой» — это от «лукавого» (от производителя и + продавца), которому не выгодно, чтобы вы долго использовали свою АБ...

Что касается второй части — «Хорошо забытое» — из статьи М.В. двухлетней давности:

Приведенная энергия пуска единым током

Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Проверку ведут при —18 °C. Сначала батарею разряжают током 450 А в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током в 270 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 135(U30 — 6,0)t6. Чем выше показатель, тем лучше.

только! меня «терзают смутные сомнения» : почему «сажают» до 6,0В? Вся литература твердит: снижение до уровня ниже 10,3В — приводит к необратимым последствиям.

Поэтому и возник вопрос в первом посте....

Ответить#
0

Спасибо, Михаил Владимирович, очень познавательно

абсолютно все батареи, будучи новыми и гарантийными, оказались разряженными — какая на 19%, а иные на все 60%!

Хренасе... а при покупке настоятельно рекомендуют сразу в бой

Потрясающая разница приведённой энергии при понижении темп. до —29...

А этой энергии VARTA Start-Stop Plus: 3,25 кДж на сколько секунд хватит стартеру? Ориентировочно?

Ответить#
0

Михаил Владимирович, два года назад Вы проводили испытания партии АБ, описанных в статье «Выбираем аккумулятор: научно и популярно». Интересно бы было узнать в каком техническом состоянии сегодня находятся эти батареи? Или, возможно, они после испытаний отправились на свалку?

Ответить#
0

По поводу Варты правда. Сейчас стали делать совсем уже не те аккумуляторы. У меня на ваз 2114 простоял два года и умер, хот за электрикой слежу, постоянно на сервисе все проверяю. Плюнул я на эти раскрученные бренды и купил себе ЭКОАКБ. Посмотрим, вдруг наши стали делать что-то нормальное(:joy:)

Ответить#
0

BANNER 70a AGM Running сдох 30/12/2014 при минус 21С ! куплен у дилера с гарантией 7/11/2014 (:cry:)

Ответить#
0

Самый основной критерий из-за чего ставится AGM — WEBASTO в Сибири и наличие подогрева на руле например + ионизатор воздуха и подобные мелочи без которых никто не ездит , в т.ч. обогрев заднего стекла и зеркал , климат-контроля и т.д. и т.п. , чуть не забыл про обязательный ближний свет и самое обычное т.н. пробки на дорогах . После двух полных разрядок ( 6 лет пользовался VARTA70ач) , имея всё вышеперечисленное и выезжая раз в неделю и то не всегда ( 30т.км пробега 2008г.в. CORSA) , принимая во внимание $ , приобрёл BANNER AGM 70 ач ( даже в салоне вроде ярче лампочки стали светить ) . Считаю в Сибири именно сегодня надо думать о ней!

Ответить#
0

Считаю, что было бы полезным последний вид испытаний (прием заряда) сделать также с разбивкой по температуре. Ведь не секрет, что зимой аккумулятор разряжается именно потому, что не воспринимает заряд при низких температурах, а сначала греется зарядным током и только потом начинает заряжаться (при коротких поездках, конечно, не успевает согреться и не берет заряд, поэтому постепенно разряжается). При выборе аккумулятора знание такой зависимости (приема заряда от температуры) было бы важным.

Ответить#
0

А где популярные AGM батареи «Optima»? Почему их нет в тесте, а есть никому не известное нечто? И не надо канифолить народу мозги про суперлебедки и машины МЧС. Банальный у нас на севере предпусковой отопитель жрет энергию как крокодил, а высаженная им при —40 обычная батарея потом просто не берет в себя заряд, так что тем, кто пользуется вебастой AGM строго показан.

Ответить#
0

А у Оптимы есть обычные батареи? Мы же  брали дуэты!

Ответить#
0

обычные варта с бошем совсем сдулись после того, как стали производиться не в германии, а в польше. с каждым годом занимают всё более худшие места

Ответить#
0

Скажу прямо, журнал лукавит в своих тестах аккомов... Что бы уж совсем опустить BOSCH и VARTA почему бы не взять самые младшие линейки этих производителей, а у конкурентов самые мощные. Banner взяли на 63Ач, а VARTA на 60Ач... Да, и при покупке батареи проверяйте дату производства. Три года на полке в магазине сделает из любой батареи непотребство.

Ответить#
0

Варту якобы делают в Чехии. То что я видел в нескольких магазинах меня сильно подивило. Качество изготовления Варта Сильвер D39 было мягко скажем не очень, а наличие потеков электролита возле клемм вообще поставило в тупик. Новый оригинальный аккум не может быть в таком состоянии. Покупать не стал и никому не советую — скорее всего это левак.

Ответить#
0