"калина" почти созрела

"КАЛИНА" ПОЧТИ СОЗРЕЛА

ТЕХНИКА

/ДОВОДКА

"КАЛИНА" ПОЧТИ СОЗРЕЛА

БУДУЩЕЕ СЕМЕЙСТВО РАСТЕТ И СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ

По традиции раз в год мы встречаемся с "Калиной", чтобы проследить эволюцию модели в процессе ее создания. Сначала появился ВАЗ-1119 с кузовом хэтчбек, затем седан ВАЗ-2118, теперь... опять седан, ставший еще "свежее". Это уже машина так называемой двухсотой серии. После нее, как правило, следует "самая предсерийная" версия по окончательно доработанной технической документации. Сказать по правде, мы-то рассчитывали увидеть универсал ВАЗ-1117. Но к нашему появлению на заводе автомобиль оказался не готов - его обещают собрать лишь к традиционному августовскому салону в Москве. И все же рискнем предположить, что после подписания тройственного соглашения по VAZ 2123 все силы испытателей и опытно-промышленного производства будут брошены как раз на "Калину".

В беседе с ведущим конструктором проекта Юрием Кутеевым выяснили, что сейчас, помимо воплощения в "железе" универсала и доработки внешности всего семейства, много внимания уделяется пассивной безопасности "Калины". После целого ряда конструктивных находок удалось достичь соответствия самым современным и довольно жестким европейским требованиям по пассивной безопасности. Вазовцы с гордостью подчеркивают, что на седане багажное отделение получилось очень вместительным, всего на 20 литров меньше, чем на "десятке", а ведь эта машинка совсем иного класса. Завершена компоновка "классических" моторов на переднеприводную "Калину". Естественно, это уже совсем другой двигатель, оснащенный самыми современными системами питания, зажигания и нейтрализации отработавших газов. В результате автомобиль по токсичности соответствует нормам Евро III.

Знакомство с нашим подопечным проходит буднично. Машина только что пришла к испытателям (на одометре 75 км) и готовится к весьма интенсивной программе по снятию всевозможных характеристик. Пока работа не закипела, проведем небольшой журналистский тест.

Раньше я уже довольно много слышал про "Калину". Помнится, первые образцы высоко оценивались вазовцами, в первую очередь, с точки зрения управляемости. Потом с машиной начали происходить метаморфозы и... восторгов поубавилось, что, конечно же, только усилило желание "живьем" познакомиться с автомобилем.

Во внешности ВАЗ-1118 еще многое от опытного производства. Как нам объяснили, полностью соответствует документации лишь задняя часть, остальное - "не для печати". Поэтому заглянем сразу внутрь. Первое, на что нельзя не обратить внимания, - углы открывания дверей. Наконец-то заводчане не побоялись распахнуть их по мировым стандартам - почти на 90°, да еще присовокупив к этому промежуточную фиксацию. В салоне, естественно, пока еще господствуют обходные технологии. Тем не менее выделяются симпатичная передняя панель, удобная и лаконичная комбинация приборов, три вращающихся рукоятки системы отопления и вентиляции (наконец-то ушли морально устаревшие "ползуны"!). Замечаем по-немецки выверенную, опять-таки вращающуюся, рукоятку головного освещения слева от водителя. Похоже, кнопочно-тумблерные эксперименты уступили место удобному и давно признанному решению.

Кардинально изменилась и посадка спереди. Принцип "высоко сижу, далеко гляжу" позволил не только удобнее усесться, но и увеличить диапазон продольных перемещений. Теперь, отодвинувшись до упора, едва достаешь ногами до педалей. Однако и здесь пока чувствуется некая "сыринка" конструкции: передние сиденья стоят почему-то на разной высоте. На водительском располагаешься достаточно удобно, а вот справа все время хочется найти несуществующую рукоятку вертикальной регулировки и увеличить запас пространства над головой. Из-за этого ручка открывания правой двери вдруг оказывается вровень с коленом - пользоваться такой, сами понимаете, неудобно. Кроме того, показалось, что в погоне за пассивной безопасностью передние сиденья как бы придвинули друг к другу. При удлинившемся рычаге коробки передач это привело к неизбежному контакту рычага с ногой пассажира при включении V передачи. А вот сзади стало гораздо удобнее: тут никакие "восьмерки" и "десятки" с маленькой "Калиной" потягаться не смогут.

Ездовая программа до предела сокращена - машина-то не обкатана. Мотор - привычный полуторалитровый восьмиклапанник, с нейтрализатором в системе выпуска. Он подкупает приятной тяговитостью на низких оборотах, но... огорошивает совершенно неожиданными вибрациями после 3000-3500 об/мин, ощутимыми на рычаге коробки передач и даже подушках сидений. Заглянул под машину: ага, в механизме управления коробкой появилась дополнительная реактивная тяга - не она ли стала источником дискомфорта?

Совсем не вазовскими оказались тормоза. Небольшое усилие на педали, минимальные ее перемещения и хорошее быстродействие всей системы позволяют управлять замедлением почти "по-иномарочному".

Довольно комфортны и настройки подвесок. Они явно тяготеют к плавности хода "десятки", прекрасно справляясь с большинством дорожных неровностей. Только почему-то вся "мелочь" подробно и шумно передается на кузов. В результате автомобиль досконально отслеживает микронеровности асфальта, с увеличением скорости становясь все комфортнее. А вот управляемость несколько огорчила. Валкость, солидные крены и запаздывания очень напомнили раскритикованную "десятку". От "Калины", чье городское предназначение не вызывает сомнений, ждешь удобных, а главное, быстрых откликов на действия водителя.

Автомобиль же, наоборот, словно сковывает все ваши попытки изменить направление движения. Где-то на поволжских просторах подобная бесхарактерность машины не воспринимается как недостаток, но ведь страна у нас большая. Есть, наконец, зарубежные аналоги, которые закупает ВАЗ, - они-то едут совсем иначе. Все это особенно обидно, когда вспоминаешь VAZ 2108, построенный еще в 1984 году, чья проворность снискала заслуженную похвалу.

Сегодня никто уже не скрывает, что над доводкой "восьмерки" работали специалисты "Порше". Ничего зазорного в этом нет. Так может быть, и "Калину" стоит отправить тем же путем, чтобы не создать еще одну "десятку" - тяжелую и равнодушную к командам водителя.

В целом "Калина" задумана весьма интересным и перспективным автомобилем. Однако ягодка эта все-таки еще недозрела. Работы с ней заводским специалистам предстоит немало - ведь о том, какие неприятности бывают от неспелых ягод известно всем.

Новое лицо "Калины" -

таким его видят дизайнеры ВАЗа.

Подпишитесь на «За рулем» в