Взлеты и падения российского авторынка — 2014

Как ни кощунственно это прозвучит, но экономический кризис, который забрезжил в начале 2014-го и разразился под занавес года, помог загибающемуся рынку продаж новых автомобилей глотнуть напоследок немного кислорода. Какие марки смогли воспользоваться им себе во благо, а какие не выстояли под напором кризиса?

Картина на протяжении 11 месяцев 2014 года была безрадостная, но предсказуемая. В начале 2014-го авторынок сильно просел, ближе к весне выправился – от месяца к месяцу продажи были стабильными, но отыграть падение начала года все не удавалось.

Релизы с итогами продаж пугали: в мае рынок упал на 15%, летом — на 18%, а в августе — на все 25% по сравнению с аналогичными периодами 2013 года. Но на самом деле продажи были стабильно низкими, это хорошо видно на графиках пятерок самых успешных и самых «невезучих» компаний.

В нашем обзоре – автокомпании с годовыми продажами более 1000 машин.

Данных за декабрь пока нет – их объявят на ежегодной пресс-конференции Комитета автопроизводителей АЕБ 15 января 2015 года. Вместо них мы указали в графике среднее значение продаж за 11 месяцев. Конечно, это вносит небольшую погрешность, тем более что с начала декабря наблюдается лавинообразный рост продаж новых автомобилей, соответственно, в годовом исчислении мы наверняка увидим прибавку.

Открывает список счастливцев, которые наперекор кризису увеличили продажи, марка Jeep. Рост к уровню 2013 года – почти 50%. Локомотивом продаж выступил Grand Cherokee. Налицо ностальгия по 90-м годам. Неужели вновь войдут в моду малиновые пиджаки и вернется «МММ»?

Следом идут Lexus, Porsche и Mercedes-Benz. Компании, предлагающие отнюдь не дешевые автомобили, за год сумели нарастить свои продажи на 22, 16 и 11% соответственно.

Хорошие показатели этой троицы можно объяснить любовью наших покупателей к внедорожникам: лучшие результаты у каждой марки показывают именно такие модели. Как ни стараются «Автодор» с Росавтодором построить хорошие дороги, но клиент автосалонов им почему-то не верит, и популярность кроссоверов и внедорожников неуклонно растет.

Замыкает наш Топ-5 самых динамичных компаний Mazda с ростом продаж на 10%. И здесь лидирует с большим опережением кроссовер CX-5.

На место в нашей пятерке самых успешных претендовала и компания Nissan, которая на протяжении года ежемесячно входила в Топ-10 лидеров российского авторынка и нарастила свои продажи на 6%. А если учесть ажиотаж с приобретением машин в декабре, в плюсе могут закончить год Kia и Hyundai.

Безрадостный список неудачников года открывает компания SEAT, которая потеряла более 50% своей доли рынка. Не мудрено, что с такой реализацией второе пришествие компании в Россию закончилось очередным уходом – в ноябре SEAT заявил о прекращении коммерческой деятельности на нашем рынке.

Не повезло в 2014 году и недавнему фавориту рынка – марке Ford. За год она потеряла 42% от объема продаж 2013-го. Чуть лучше сработали французы из Peugeot – минус 39%. Растерял больше трети покупателей еще один лидер былых продаж – узбекская Daewoo. Замыкает список аутсайдеров российского авторынка китайская Geely с потерей 35% продаж.

Причины неудач стоит искать в сильно затянутой смене модельного ряда этих компаний. Скажем, Peugeot 308 второго поколения в Европе уже успел стать автомобилем года, а у наших дилеров появился совсем недавно. Новый Ford Mondeo и обновленный Focus мы увидим только в следующем году – ожидания приверженцев марки оправдал лишь новый EcoSport. Про «Дэу» и говорить нечего: кроме модели Gentra, дебютировавшей у нас в 2013 году, новинок в линейке нет.

Отметим, что в 2014 году не многие автокомпании смогли достигнуть прошлогоднего уровня продаж. В итоге падение российского рынка – без учета сумасшедших продаж декабря – составит 10-11%. Если же рост продаж в последний месяц года превысит среднемесячный в 2,5 раза, мы будем праздновать повторение результатов 2013 года.

Но радоваться рано. Как известно, после резкого взлета идет падение. А ситуация, которая сложилась на автомобильном рынке, критическая. По данным из различных вызывающих доверие источников, за ноябрь-декабрь распроданы практически все запасы автомобилей. Многие фирмы перестают отгружать покупателям даже полностью оплаченные машины. Ежедневно приходят сообщения о пересмотре прайс-листов на автомобили, цены повышаются от 8 до 10%.

Кроме этого, выросла стоимость кредита – минимум 20% годовых, плюс обязательная страховка каско, которая тоже отнюдь не стала дешевле. В результате, если вы захотите купить автомобиль за 1 млн руб. (сегодняшняя цена хорошо укомплектованного седана гольф-класса) и вам не хватает 500 тыс. руб., то кредит на эту сумму даже по минимальной ставке обойдется вам в 100 тыс. руб. переплаты в год, а полис каско – еще в 100-150 тыс. руб. Итого автомобиль станет на 20-25% дороже. И это еще очень оптимистичный расчет, так как максимальная ставка по кредиту доходит до 28% годовых.

При такой ситуации на рынке можно прогнозировать падение продаж новых автомобилей в первом полугодии на 40-50%.

Но мы привыкли преодолевать трудности, на протяжении последних 20 лет только этим и занимаемся. И сейчас можно с большой долей вероятности предсказать, что наш рынок – самый гибкий рынок в мире – сначала опустится на 50%, зато потом поднимется на 70%. Будем надеяться на лучшее! С Новым годом!

Подпишитесь на «За рулем» в