Советы эксперта: что нужно знать при покупке подержанных машин

Секретами покупки подержанного автомобиля делится менеджер по продажам Александр Булатов. Знание этих правил избавит вас от лишних проблем не только при выборе интересующей вас машины, но и во время ее последующей эксплуатации.

В ЧАСТНОМ ПОРЯДКЕ

Выбрав по объявлению понравившийся автомобиль, первым делом (лучше даже по телефону) поинтересуйтесь документами. Обязательно должны быть паспорт транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС). Также внимательно изучите договор купли-продажи, который расскажет, как была куплена машина. Если в кредит, просите бумаги, подтверждающие его погашение.

Далее пробиваем автомобиль по базам данных. Сейчас доступна масса интернет-порталов с исчерпывающими и, самое главное, достоверными данными; один из самых крупных и популярных – Автокод, созданный по инициативе ГИБДД. Регистрация на сайте проста и займет несколько минут. Для запроса информации о той или иной машине нужен ее госномер и номер СТС. База выдаст число владельцев, возможные ограничения на операции с машиной, зарегистрированные ДТП с перечнем повреждений.

Если все документы в порядке, договаривайтесь о диагностике в выбранном вами сервисе. Продавец, который не скрывает чего-то серьезного, без колебаний на это согласится. К сожалению, ни углубленная техническая диагностика, ни базы данных не обеспечат полной прозрачности сделки при покупке подержанной машины. К примеру, если бывший владелец взял в долг под залог автомобиля и написал от руки расписку, это нигде не будет отражено. А в случае каких- либо судебных взысканий всё бремя ляжет на нынешнего собственника.

Даже если вас всё устраивает, позовите владельца с собой в ГАИ, чтобы поставить автомобиль на учет. Если машина прошла регистрационные действия, это гарантия ее юридической чистоты. И добросовестному продавцу будет спокойнее: ему не станут приходить ваши штрафы за нарушения Правил дорожного движения.

Не опасайтесь чрезмерно перекупщиков. Они не склонны к юридическим махинациям. Но внимательнее отнеситесь к проверке технического состояния автомобиля. Если машину восстанавливали, то, вероятнее всего, чтобы продать ее повыгоднее, а не в расчете на долгую беспроблемную эксплуатацию. Проверьте у перекупщика документы, подтверждающие право собственности, и опять-таки для гарантии пригласите в ГАИ на переоформление машины.

ПО СЕРОЙ СХЕМЕ

Покупка в салонах неофициальных дилеров – тот еще кот в мешке. Не секрет, что многие фирмы специализируются на выуживании денег у клиентов. Первый фильтр для отсеивания таких контор – проверка отзывов в Интернете. Ищите по названию салона, а еще лучше – по фактическому адресу: его сменить сложнее.

Если по телефону вас уверяют в наличии машины, а когда вы приехали, говорят, что она на складе, – сразу уходите. Это первый признак того, что на вас хотят прилично заработать. Чтобы привезти автомобиль, запросят предоплату, которую уже не вернут. (Чаще всего этот «отжим» прописан в договоре: расчет на то, что большинство покупателей по-прежнему его не читает.) Либо подсовывают некое предварительное соглашение, действуют от имени другого юридического лица, а иногда просто берут залог под расписку. Креативность в этом деле зашкаливает!

Часто автомобиль, привезенный со склада в салон, не соответствует оговоренной ранее комплектации. Могут даже другую модель притащить – уставшему после длительного ожидания в салоне и морально подавленному клиенту проще всучить что-нибудь ненужное.

Если машина оказалась в наличии, то, как и в случае покупки у частника, внимательно изучайте документы на нее и договор купли-продажи, пробивайте по базам. Сравните VIN-код и год производства в ПТС – убедитесь, что перед вами действительно тот автомобиль, который вам продают, а не очень похожий. Нередко на выдаче подсовывают неотличимую на первый взгляд машину, которую вы и не осматривали. Если менеджер тянет с ПТС и договором, скорее всего, готовят обман, выматывая ожиданием.

К сожалению, тщательно проверить техническое состояние в салонах невозможно. Подъемники есть не у всех, а отгонять машину в сторонний сервис по понятным причинам не позволят, даже если нечего скрывать.

Договор должен быть именно договором купли-продажи с указанием полной стоимости машины. Никаких других формулировок, как то: предварительный, договор о намерениях и т.п. В случае разбирательства в суде вам вернут именно указанную в договоре сумму. Обязательно должны быть указаны гарантии юридической чистоты со следующей формулировкой: «Продавец передает покупателю товар, не являющийся предметом спора, не заложенный и не арестованный – полностью свободный от чьих бы то ни было имущественных прав и притязаний». В противном случае нет перспектив в суде!

Слишком толстый договор – тоже тревожный сигнал. Он должен содержать только пункты, регулирующие процесс купли-продажи. Если в договоре вас что-то смущает, просите продавца пояснить и исключить не устраивающие вас моменты. Например, есть потенциально затратное для клиента обязательство – обслуживать машину в сервисе продавца. Скорее всего, в этом случае машина сломается сразу после выдачи.

Ни в коем случае не выпускайте из рук уже подписанный договор. Если вас просят дать его на сканирование, будьте уверены, туда так или иначе внесут опасные для вас изменения.

Ни в коем случае не выпускайте из рук уже подписанный договор. Туда так или иначе внесут опасные для вас изменения.

Крайне опрометчиво оформлять у неофициалов кредитные сделки. Обещание уехать на машине через два часа со ставкой по займу в размере 7% годовых – чудеса в решете! Все кредиты выдают одни и те же банки. Сейчас средняя ставка на машины с пробегом – 20–22% годовых, а оформление сделки занимает почти неделю. Поэтому, покупая у серых дилеров машину ценой около миллиона рублей, вы переплатите 200–250 тысяч рублей на кредитных делах из-за скрытых комиссий, дополнительных платежей и обязательного страхования. И всё это всплывет после внесения предоплаты, которую, естественно, не вернут. Если решили купить машину именно у неофициального дилера и в кредит, получайте одобрение банка самостоятельно и проводите оплату по договору непосредственно в банке.

Помощь потребуется?

Многие компании оказывают услуги по подбору подержанных машин. Они проверяют и юридическую чистоту сделки, и техническое состояние автомобиля. К сожалению, качество работы и подход к делу везде разные. Одни действительно проверяют машину от и до, а другие пользуются лишь тем набором инструментов, который доступен рядовому человеку, имеющему подключенный к Интернету компьютер. Отсеять экспертов от проходимцев надежнее всего по отзывам на профильных сайтах.

Официальный подход

Покупка подержанного автомобиля у официального дилера – самый надежный и простой в юридическом плане вариант. Хотя и официалы не могут быть на сто процентов уверены, что автомобиль чист. Но при возникновении конфликтной ситуации они либо самостоятельно решают вопрос, либо возвращают покупателю всю сумму.

Несмотря на предоставление дилером заводской гарантии (обычно на год) по специальным программам «трейд-ин», не стоит уповать на идеальное техническое состояние подержанной машины. Технический осмотр даже по официальному заводскому регламенту представительств не убережет от возможных поломок при эксплуатации.

Ликвидный риск

Мошенники предпочитают работать с ликвидными машинами, ведь вложенные средства должны окупаться как можно быстрее. Автомобили из этой группы – обычно на первых страницах сайтов объявлений о продаже. Если на фотографии – автомобиль-конфетка с подозрительно маленьким пробегом, будьте начеку. Куда меньше риск с неходовыми марками, среди которых Dodge, Peugeot (за исключением модели 308), Fiat, Alfa Romeo и другие. Да и обойдутся они существенно дешевле более распространенных аналогов: за цену популярной модели можно купить неликвид в лучшей комплектации или даже на класс выше.

Подпишитесь на «За рулем» в