Где прячутся гаишники: самые засадные места

Отнюдь не все гаишники вымогатели и взяточники – есть и нормальные, честные слуги закона. Однако при движении по дорогам во всех направлениях мы чаще натыкаемся на других. Как свести нежелательные встречи к минимуму?
Камеры видео- и фотофиксации постепенно вытесняют ГИБДД с работы по некоторым видам нарушений. В Москве и окрестностях так контролируют скорость, железнодорожные переезды, стоп-линии и повороты не из того ряда.

Последний раз я нарвался на общение с патрулем ДПС и штраф лет шесть назад: незначительно превысил скорость на трассе М-10 в поселке Завидово. Теперь замерами скорости занимаются, в основном, стационарные и передвижные камеры фото- и видеофиксации. Эффективны, безотказны, не подвержены коррумпированию и каши не просят. Камерами утыканы вся Москва и Подмосковье, их число стабильно растет. Поэтому сотрудники ГИБДД с каким-либо радаром в руках стали довольно редки.

Большинство переключилось на отлов других нарушений. В первую очередь тех, за которые закон предусматривает крупный штраф или лишение водительских прав на тот или иной срок. Многие нарушители, к сожалению, предпочитают лишению банальный откуп на месте – то есть взятку должностному лицу. Ну а должностные лица, к еще большему сожалению, охотно этим пользуются.

Не нарываться на подобные неприятности можно двумя способами. Первый: всегда ездить строго по правилам. Второй: хорошо знать или предвидеть потенциально засадные места.

«Встречка» на трассе

Минимальная сумма расплаты за «встречку» черным налом, о какой я когда-либо слышал, – 3000 рублей (за пределами Московской области). Близ Москвы «тарифы» выше. Как и в других случаях, при торге будут учтены региональная принадлежность, примерная стоимость машины и пол водителя (барышень разводят круче).

Во всех крупных городах отлов нетрезвых водителей – повседневная работа ГИБДД. Не считая крупных специальных рейдов, которые проводятся эпизодически, но могут охватывать почти весь город.

Утро выходного дня

Массовая охота на водителей с признаками похмелья стала регулярным явлением по утрам в субботу, воскресенье и иные очевидные постпраздничные дни. По народным понятиям человек не пьян, но в реальности после вечерней пары литров пива (не говоря уж о водке) утреннего содержания алкоголя в «выхлопе» нередко достаточно для фиксации нарушения. Нарушение это обойдется штрафом от 30 тысяч и лишением прав на срок до двух лет (ст. 12.8 КоАП РФ). Понятно, почему ГИБДД так активна в этой области.

Ловят не только в больших городах, но и в отдаленных райцентрах. В Москве очень много патрулей выходят на такое утреннее дежурство (иногда кучкуются по 2-3 машины). Их часто можно видеть на въездах-съездах Третьего транспортного кольца, а также небольших тихих улицах, примыкающих к супермаркетам. Останавливают, просят показать документы (хотя такого права у них нет – пост не стационарный), но фактически нюхают и внимательно смотрят в глаза. Если вы действительно принимали вечером, вам не удастся доказать, что вы трезвы. Размер взятки за такое нарушение стартует от 10 тысяч рублей и уходит в беспредельные дали – в зависимости от региона и уровня состоятельности водителя.

Общая тенденция для центральных городских районов – оптимизация дорожного движения с устранением множества «мешающих» поворотов и превращением улиц в односторонние.

Новый порядок

Перемена в организации движения – хороший повод это движение затем тщательно проконтролировать. Превращение проезда из двустороннего в односторонний, установка «кирпича», запрет левого или правого поворота там, где он был разрешен испокон веков, – эти меры манят сотрудников ГИБДД. Их основные жертвы – те, кто многие годы ездит одним и тем же маршрутом и не особо смотрит на знаки по дороге, которую выучил наизусть.

Официальные оповещения об изменениях организации движения в населенных пунктах исправно производят. Но мало кто из нас специально это отслеживает. Когда в моем квартале все переулки в один день сделали односторонними, они месяца три просто кишели гаишниками. И нарушителями.

Ремонт моста

Несоблюдение очередности проезда узкого участка, предусмотренное знаком, тоже может стать поводом для общения с ДПС.

Загородная магистраль, двухполоска, дорожники перекрыли или разрушили половину моста, движение идет поочередно по одной уцелевшей полосе.

Далее два варианта. Перед ремонтируемым мостом неизменно ставят знаки ограничения скорости – иногда аж до 20 или 10 км/ч. Соответственно, гаишники замеряют скорость проезда. Судьба водителя определяется по статье 12.9 КоАП в зависимости от величины превышения. На пустынной дороге велик соблазн прохватить такой мост не снижая крейсерской скорости. А 80 км/ч при ограничении в 20 км/ч – повод поговорить о лишении прав на полгода.

Второй любимый гаишниками вариант, когда с двух сторон от моста ставят светофоры, регулирующие потоки. Здесь ДПС ловит тех, кто проезжает на запрещающий сигнал. Ведь в данный момент эта полоса вроде как встречная.

Кривые дорожки

Если в городах нетрезвых водителей ловят больше по утрам, то на загородных местных дорожках, ведущих от большой магистрали к мелким населенным пунктам и дачным участкам, ГИБДД предпочитает работать по вечерам, вплоть до глубокой ночи. Пятница и суббота летнего сезона – козырные дни.

Ловят, видимо, тех, кто, глотнув пивка, решил по-быстрому сгонять в ближайший магазин. Или искупаться на пруд, или обратно с пруда. Можно даже документы не брать, чего тут ехать-то, полтора километра. Многие забывают включить ближний свет. Вот на таких участках – между дачей, магазином и прудом – они и стоят, выбирая, как правило, перекрестки.

Граждане, будьте бдительны! А лучше просто не рискуйте.

Обгон трамвая

Чаще это происходит в пробках, но иногда и без особой надобности. Некоторые водители, видимо, считают себя особенными.

В России около 60 городов, где работают трамвайные маршруты. Узкие улицы с трамвайными рельсами посередине – побуждающий мотив обогнать трамвай с левой стороны. А особенно там, где вся проезжая часть занята рельсами и есть трамвайные остановки. Трамвай – транспорт медлительный. Не дождешься, пока вагоновожатый проведет все процедуры погрузки-выгрузки! Да еще немного подумает, прежде чем тронуться. Короче, провоцирует на нарушение, и некоторые не выдерживают.

Патруль обычно встает так, чтобы в пределах видимости были два остановочных пункта. И карает, естественно, выезд на «встречку».

Еще более частое нарушение, связанное с трамваями, — непредоставление преимущества входящим и выходящим пассажирам. Иногда вижу, как некоторые автолюбители буквально прорываются сквозь толпу. По моим наблюдениям, ГИБДД такие случаи не интересуют. И совершенно напрасно, поскольку это тоже одно из наиболее хамских нарушений, связанных с угрозой для здоровья и жизни людей.

Вместо морали

Лучше всего, конечно, ничего не нарушать. Но если нарушили, лучше всего исправно понести наказание согласно закону. А хуже всего – предлагать взятку. Именно потому, что гаишникам часто предлагали обойти закон, они стали такими, какими мы их знаем.

При любом раскладе общение с ГИБДД не стоит строить на основе «Да ты знаешь, кто я!» или «Я сейчас позвоню начальнику твоего начальника!»

Психологи объяснят вам, почему это плохо работает. А лучше всего работает сдержанно-вежливый подход опять-таки в рамках закона. Видя, что водитель хорошо ориентируется в пунктах ПДД и КоАП, ему, по крайней мере, не попытаются навесить больше, чем он заслужил.

Подпишитесь на «За рулем» в