Арт-мобиль: автомобили в скульптуре

Самый обычный объект можно превратить в образец высокого искусства. Автомобиль — не исключение.

Хорватский скульптор Иван Клапез дал краткую и понятную формулу успеха в современной скульптуре: «Главное – это концептуальность». Подразумевая, что каноническими подходами ныне никого не удивишь и второго «Мыслителя» создавать бессмысленно.

«Долгосрочная парковка» Армана Пьера Фернандеса поселилась в пригороде Парижа в 1982 году. Высота конструкции – 19,5 метра. В бетон вживлены 59 автомобилей. Вон тот беленький внизу – что-то ужасно знакомое…

Начиная с XX века скульптуру не получается разложить по полочкам так же, как живопись. Здесь тоже волнами прошли авангардизм, кубизм, футуризм, примитивизм и, конечно, кинетизм, выросший из конструктивизма. Но очень уж всё смешалось, как в доме Облонских, и лично я не возьмусь определить, что как называется. Рискну лишь обозначить тенденции. Первая: скульп­туру более верно называть всеохватным словом «арт». Вторая: автомобиль в этом арте либо прославляли в форме скульптуры, либо цинично использовали как материал.

Кто первый?

Cosmic Thing (2002). Мексиканец Дамиан Ортега интересуется «повседневными вещами в поисках новых значений». Общий принцип многих его работ: разобрать по винтику что-то достаточно сложное и подвесить в пространстве. Такую технику нарекли «замороженной скульптурой».

На этот вопрос нет ответа. Неизвестно, где и когда автомобиль впервые водрузили на подиум или отлили в бронзе. С момента его рождения прошли десятилетия, прежде чем появились знаменитые модели и легендарные марки, достойные увековечения. И еще больше времени ушло на то, чтобы автомобиль стал «товаром народного потребления», а необходимость его утилизации – серьезной экологической проблемой.

Иоан Флореа для обработки купе Ford Gran Torino использовал передовую технологию печати на 3D-принтере. Инфернальное нечто официально признано чересчур футуристичным даже для наших дней.

Подозреваю, что именно эти факторы являлись главными побуждающими мотивами для ваяния на автомобильные темы. Экономический расчет, скорее всего, тоже имел место: старые ржавые тачки существенно дешевле гранита или бронзы, но при правильной концепции их можно продать дороже, чем новые.

Шикарная работа эпатажного чешского мастера Давида Черны: Quo vadis (1989; перевод названия с латинского: «Куда идешь» или «Камо грядеши»). Известна также как «Шагающий Трабант». Посвящена политическим беженцам из Восточной Германии, увидеть ее можно в Праге.

У скульптуры еще меньше границ, чем у живописи. Материал годится любой, какой только есть под рукой. Скульптуру не требуется хранить в музее при определенной влажности воздуха, поэтому размеры композиции могут быть сколь угодно большими – пространства для размещения арт-объектов пока еще предостаточно.

Почти как музыка

Наибольший интерес с эстетической точки зрения вызывают различные инсталляции с использованием автомобиля (либо его узлов, агрегатов и расходников). Они же, судя по всему, ныне наиболее востребованы соци­умом. Однако в ходу и классика.

Британец Алекс Чиннек обычно оперирует домами, превращая их в сюрреалистические арт-объекты. Но охотно берется и за малые формы: Vauxhall Corsa участвует в инсталляции Pick Yourself Up and Pull Yourself Together (2015, «Соберись и возьми себя в руки»).

В России самый известный пример – пожалуй, памятник Юрию Никулину на тротуаре возле Московского цирка на Цветном бульваре (2000 год, автор Александр Рукавишников). Три с половиной тонны бронзы. Говорят, что изначальную идею навеки запарковать композицию на проезжей части забраковала ГИБДД.

Во многих городах есть аналоги – без Никулина, но с автомобилем. Вам наверняка попадались пространственные инсталляции неизвестных авторов – вознесенные на стены и крыши Запорожцы и Жигули, грузовики и автобусы на бетонных постаментах. Можно ли их считать произведениями искусства? Отвечу уклончиво: по одной из теорий, музыкой является любой произвольный набор звуков, для которого найдется хотя бы один благодарный слушатель. Не исключено, что похожее правило применимо и к скульптуре.

Феноменальная работа 35 мастеров под руководством бельгийца Эрика ван Хова копирует реальный двигатель в традициях народных ремесел Марокко. В ней вы найдете не только шатуны и поршни, но и поршневые кольца. Применено 50 материалов, а в названии V12 Laraki фигурирует марокканская компания, выпускающая суперкары.

Сегодня она, как и живопись, невозможна без автомобиля. Многие скульпторы заслужили мировое признание именно благодаря автомобилю. Некоторые вообще работают исключительно с автомобилем или его компонентами. Только в основе большинства творений не сам автомобиль, а какой-нибудь неординарный, неожиданный, эпатажный способ его использования. Главное – концепция!

Подпишитесь на «За рулем» в