Российская серия кольцевых гонок: до последней капли

Победители главных кольцевых соревнований страны СМП РСКГ определились только в финальных заездах, которые прошли на мокром асфальте автодрома Kazan Ring.
Дмитрий Брагин (слева) стал чемпионом сразу в двух классах СМП РСКГ.

Пока большая часть соотечественников собирала сентябрьский урожай, проклиная холод и дождь, пилоты Российской серии кольцевых гонок готовились принять душ из призового шампанского. Но для этого им предстояло встретиться в последних гонках сезона, чтобы заработать очки в чемпионате и Кубке России, – на сей раз досрочно титул никто не завоевал. И здесь, в теплых боксах казанского автодрома, кто-то надеялся, что солнце выглянет из-за туч, а кто-то держал пальцы крестиком, чтобы не распогодилось.

В российском Туринге, как и в международной серии TCR, теперь доминируют 330‑сильные хэтчбеки SEAT Leon TCR.

Владимир Шешенин еще не уверен, что через сутки станет победителем в классе Национальный. Да и само участие в нынешнем сезоне было для него под вопросом: заплатить стартовые взносы перед первым заездом, который состоялся в мае на «Смоленском кольце», талантливому пилоту помогли друзья-гонщики. Среди них был и его соперник по классу Роман Агошков – соперник, можно сказать, принципиальный: Володя выступает на Калине, а Рома – на Kia Rio. Начиная с СМП РСКГ – 2014 в класс Националь­ный допускают все 1,6‑литровые модели B‑класса отечественной сборки, и теперь пелетон самого массового (на старты выезжает по 25 участников) кольцевого класса на треть состоит из «натурализованных» иномарок. При схожей мощности около 150 л.с. разные модели сильны на разных трассах. В этом году помимо «Смоленского» были задействованы техничные треки «Нижегородское кольцо» и «Крепость Грозная», скоростные трассы «Сочи Автодром» и Moscow Raceway – и вот теперь настал черед «Казань-Ринга»: рекордный перепад высот с десятиэтажный дом, длинная прямая и хитрые связки поворотов.

Новая трасса «Крепость Грозная» покорилась не всем.

В прошлом году экс-пилот Формулы‑1 Мика Сало, ехавший в финале Российской серии за рулем седана Volkswagen Polo, был в Казани чрезвычайно быстр – но неудачлив. На сей раз честь немецкой марки защищал Иван Костюков, попавший в СМП РСКГ через конкурс «Народный пилот», – и у 21‑летнего парня тоже был шанс завоевать кубок России!

Всё решили дождь, везение и техническая надежность. Думаете, в споре с иномарками сдалась Калина? Как бы не так! Если первую гонку решающего уик-энда Агошков запорол сам, вылетев в гравийную ловушку, то во второй на последнем круге его подвела машина. Ивана Костюкова каждый раз ждала жесткая борьба: в субботнем заезде его Polo развернули за пару кругов до финиша, в воскресенье практически сразу «убрали» с трассы. А Шешенин, которого впору называть «человеком дождя», выиграл первую гонку, финишировал в середке во второй – и в третий раз за последние годы получил престижную награду. А в дополнение – ключи от хэтчбека Лада Калина Спорт, предоставленного компанией «Лада Спорт», и памятный приз от журнала «За рулем». Именно Шешенину соперники, ценя его корректность и дружелюбие, помогли выйти на старт в начале сезона – и кто, как не он, заслуживает отдельной награды за настойчивость в достижении цели?

Зачет Национальный часто называют Эмоциональным — за обилие контактов.

Интрига в самом мощном зачете Туринг тоже присутствовала – победитель определился лишь в Казани, – но не такая острая. В прошлом сезоне чемпионство завоевал Алексей Дудукало, однако в этом году экс-пилоту FIA WTCC противостояли победители Еврокубков FIA ETCC Николай Карамышев и Дмитрий Брагин. В начале года все ждали, что их соперничество будет достойно сюжета фильма «Халк, Чужой и Хищник», – однако к финалу Дудукало сохранял лишь математические шансы на титул. Брагин, который в этом году впервые оседлал 330‑сильный SEAT Leon (в основе пелетона Туринга, который вырос по сравнению с прошлым годом вдвое, теперь восемь таких машин, пришедших из международной серии TCR), очень быстро освоился с новой техникой и победил в престижном классе. Дуду записал в свой послужной список титул вице-чемпиона в личном зачете, а его напарник Карамышев стал бронзовым призером и помог команде Lukoil Racing стать лучшей.

Слышались комментарии, что борьба в Российской серии кольцевых гонок была даже зрелищнее, чем в заездах Формулы-1

Дмитрий Брагин выступал и в зачете Туринг-Лайт, переодеваясь из комбинезона команды «ТАИФ-Моторспорт» в экипировку Lada Sport Rosneft и пересаживаясь за руль 200‑сильного хэтчбека Калина NFR. Здесь ему тоже нашлись достойные соперники. Например, на первом же этапе Брагин получил щелчок по носу от дебютанта серии 17‑летнего Дениса Булатова, выигравшего гонку. Денис только в этом году сел за руль Polo, а до того блистал в картинге и занял пятое место во французской Формуле‑4, так что скорости ему не занимать. Однако после семи этапов, в ходе которых Булатов то был на коне, то откатывался назад, Брагин подтвердил, что в гонках важна не только скорость, но и стабильность. Денис выпал из тройки призеров, освободив третью ступень подиума для 20‑летнего Григория Бурлуцкого (серебряный призер Кубка России по ралли), выступавшего на Peugeot 208. Второе место досталось сокоманднику Брагина Михаилу Митяеву, ну а лучшим стал сам Брагин, выигравший обе гонки уик-энда и поставивший жирную точку в споре за чемпионство.

Кому как, а мне интереснее и проще всего следить за классом Туринг-Лайт: полтора десятка ярких хэтчбеков самых разных моделей держатся плотной группой на протяжении всей гонки.

В классе Суперпродакшн в этом сезоне царило фантастическое разнообразие инженерных концепций – и тоже до последнего момента было непонятно, кто станет победителем Кубка России. После всех семи этапов – а это 14 гонок, в каждой из которых можно набрать 100 очков! – лидировал Максим Чернёв на заднеприводном купе Subaru BRZ, которое специально для участия в СМП РСКГ оснастили турбиной низкого давления. В финальных заездах Чернёв финишировал в числе последних, и его едва не обошел Антон Бадоев на классическом BMW 320i с шестицилиндровым атмо­сферником под капотом: для победы Антону не хватило всего двух очков! Третье место мог занять один из пилотов на переднеприводных двухлитровых хэтчбеках Honda Civic, однако бронза досталась всё же Максиму Симонову на турбоседане Лада Гранта.

Ну а в классе Национальный-Юниор Антон Гавриченков едва не упустил свое преимущество. На прошлых этапах 14‑летний смолянин был на высоте, однако в Казани ни разу не занял призовое место, – но всё же багажа очков ему хватило для победы. Вторым стал арзамасец Владислав Гусев, третьим – нижегородец Кирилл Хавронин. Итоговый подиум по-своему иллюстрирует эволюцию моделей АВТОВАЗа: в этом классе, куда допускают любые переднеприводные Лады, победитель выступал на Калине второго поколения, серебряный призер – на дорестайлинговом хэтчбеке Калина, а бронзовый пилотировал заслуженную «восьмерку».

Владимир Шешенин, защитивший честь отечественной марки в классе Национальный, получил из рук главного редактора ЗР Максима Кадакова приз за волю к победе.

По словам руководителя Российской серии кольцевых гонок Олега Петрикова, чемпионат и Кубок России под патронажем программы SMP Racing продолжают развиваться, несмотря на кризис. Число участников стабилизировалось (в СМП РСКГ исправно подают заявки свыше 80 пилотов), появилась новая техника, укрепилась традиция совместных этапов с престижными мировыми первенствами – SMP Formula 4 и TCR International Series. В этом году помимо телетрансляций на канале Авто24 финал показывали в эфире канала «Матч! Арена» сразу перед Гран-при Сингапура – и даже слышались комментарии, что русские гонки были зрелищнее, чем заезды Формулы‑1. Интересно? Приходите на этапы Российской серии в следующем сезоне. А пока можете посмотреть записи трансляций на интернет-портале smp-rskg.tv.

Подпишитесь на «За рулем» в