Забавные факты о технике и автомобилях — журнал За рулем

ВАЗ против ТАЗа и Харьковчанка с Южного полюса

Какой скоростной поезд был предтечей Сапсана, зачем владельцу Волги ГАЗ-24 могли пригодиться два деревянных клина из набора инструментов, почему Волжскому автозаводу и его продукции официально хотели присвоить название ТАЗ? Историю советской техники вспоминает Михаил Колодочкин.

Задолго до Сапсана

В 1970 году Калининский вагоностроительный завод изготовил реактивный локомотив. На его крыше установили два авиационных турбореактивных двигателя от самолета ЯК‑40 (максимальная сила тяги — 30 000 Н). Цель разработки — оценить перспективы скоростных поездов нового поколения. После испытаний, как это часто бывало, уникальный образец фактически выбросили. Одно время его пытались переделать в кафе-видеосалон, но и эта затея заглохла. А в 2008 году уцелевший нос локомотива с реактивными двигателями установили как памятную стелу в честь 110‑летия Тверского (бывшего Калининского) вагоностроительного завода.

Престижный инструмент

К суперпрестижному автомобилю советских времен — Волге ГАЗ‑24 (вместе с модификациями) производитель прикладывал забавный набор инструментов, назначение которых современному автомобилисту может быть неизвестно. Например, два деревянных клина следовало подкладывать под колеса при поддомкрачивании машины. А рычажно-плунжерный шприц предназначался для ручной смазки узлов, снабженных пресс-масленками, - шкворней, водяного насоса, карданных шарниров.

ТАЗ или ВАЗ?

Полвека назад обидное прозвище «таз» могло стать официальным названием всех моделей ВАЗ. После переименования Ставрополя в Тольятти новый автозавод должен был, по примеру ГАЗа и УАЗа, получить первую букву в аббревиатуре от названия города: Тольяттинский автомобильный завод — ТАЗ. Неблагозвучие было очевидным, а потому вспомнили про реку Волгу, которая и спасла положение. Имя для первого автомобиля тоже родилось не сразу. Среди нескольких вариантов было даже сокращение ВИЛ — в честь В. И. Ленина. Но в итоге по непонятным соображениям выбрали Жигули. В «Автоэкспорте» пришли в ужас, поскольку это название созвучно со словом «жиголо» — сутенёр, альфонс. В итоге родилось экспортное название Lada.

Материалы по теме
ЗИС Фаэтон имени Сталина

Шесть вольт

Бортовая сеть подавляющего большинства современных легковушек поддерживает напряжение 12 В. А в довоенные времена оно было вдвое ниже! В нашей стране поголовный переход на двенадцативольтовую схему немного затянулся: даже у роскошного ЗИС‑110 образца 1945 года электрооборудование было рассчитано на 6 В. А дольше других из отечественных моделей на низковольтной сети продержались Москвич‑400 и ЗИС-110.

Первые поворотники

В середине прошлого века электрические указатели поворота на автомобиле были роскошью. О маневре предупреждали механические семафорчики, либо водитель сигнализировал рукой из открытого окна. В СССР первым автомобилем, оснащенным указателями поворота, стал представительский ЗИС‑110. В задних фонарях поворотники совместили со стоп-сигналами. При этом включались они так же, как на большинстве современных автомобилей - левым подрулевым рычажком. А на приборной панели прописались контрольные лампы указателей поворота — красного цвета.

Изделие 404С

В конце пятидесятых годов прошлого столетия на Харьковском заводе транспортного машиностроения собрали «Изделие 404С». Другое название — Харьковчанка. Речь идет об уникальном антарктическом вездеходе. Его форсированный дизель развивал мощность 995 л.с., а запас хода составлял 1500 км. Максимальная скорость — 30 км/ч, преодолева­емый подъем — 30 градусов. Вездеход массой 35 тонн, добравшийся в 1959 году до Южного полюса, был довольно комфортабельным: разработчики предусмотрели спальный салон на шесть-восемь мест, туалет с умывальником и даже кухню.

Фото: из архива автора

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
54:—4
Загрузка...