ВАЗ против ТАЗа и Харьковчанка с Южного полюса

Какой скоростной поезд был предтечей Сапсана, зачем владельцу Волги ГАЗ-24 могли пригодиться два деревянных клина из набора инструментов, почему Волжскому автозаводу и его продукции официально хотели присвоить название ТАЗ? Историю советской техники вспоминает Михаил Колодочкин.

Задолго до Сапсана

Престижный инструмент

К суперпрестижному автомобилю советских времен – Волге ГАЗ‑24 (вместе с модификациями) производитель прикладывал забавный набор инструментов, назначение которых современному автомобилисту может быть неизвестно. Например, два деревянных клина следовало подкладывать под колеса при поддомкрачивании машины. А рычажно-плунжерный шприц предназначался для ручной смазки узлов, снабженных пресс-масленками, – шкворней, водяного насоса, карданных шарниров.

ТАЗ или ВАЗ?

Полвека назад обидное прозвище «таз» могло стать официальным названием всех моделей ВАЗ. После переименования Ставрополя в Тольятти новый автозавод должен был, по примеру ГАЗа и УАЗа, получить первую букву в аббревиатуре от названия города: Тольяттинский автомобильный завод – ТАЗ. Неблагозвучие было очевидным, а потому вспомнили про реку Волгу, которая и спасла положение. Имя для первого автомобиля тоже родилось не сразу. Среди нескольких вариантов было даже сокращение ВИЛ – в честь В. И. Ленина. Но в итоге по непонятным соображениям выбрали Жигули. В «Автоэкспорте» пришли в ужас, поскольку это название созвучно со словом «жиголо» – сутенёр, альфонс. В итоге родилось экспортное название Lada.

Шесть вольт

Бортовая сеть подавляющего большинства современных легковушек поддерживает напряжение 12 В. А в довоенные времена оно было вдвое ниже! В нашей стране поголовный переход на двенадцативольтовую схему немного затянулся: даже у роскошного ЗИС‑110 образца 1945 года электрооборудование было рассчитано на 6 В. А дольше других из отечественных моделей на низковольтной сети продержались Москвич‑400 и ЗИС-110.

Первые поворотники

Изделие 404С

В конце пятидесятых годов прошлого столетия на Харьковском заводе транспортного машиностроения собрали «Изделие 404С». Другое название – Харьковчанка. Речь идет об уникальном антарктическом вездеходе. Его форсированный дизель развивал мощность 995 л.с., а запас хода составлял 1500 км. Максимальная скорость – 30 км/ч, преодолева­емый подъем – 30 градусов. Вездеход массой 35 тонн, добравшийся в 1959 году до Южного полюса, был довольно комфортабельным: разработчики предусмотрели спальный салон на шесть–восемь мест, туалет с умывальником и даже кухню.

Подпишитесь на «За рулем» в