Выводим Волгу ГАЗ-24 на Moscow Classic Grand Prix: вспомнить всё

Чтобы почувствовать себя настоящим гонщиком, достаточно довести до ума старую Волгу – и, как Максим Кадаков, выйти на старт классической серии MCGP.

– Давление и пульс – как у космонавта!

Но это было утром. Знала бы докторша из медкомиссии гонки, как у меня беснуется сердце сейчас, ни за что не выпустила бы на трассу. Явно за двести! Но поздно. Пятиточечные ремни пристегнуты, я на стартовой решетке.

Водительская дверь открыта. Я не проветриваю салон – это знак маршалам. Если за минуту до старта гонки мотор не заведется – а заводится он без гарантий, – дверь так и останется открытой. Тогда либо мне помогут возбудить машину, либо затолкают обратно в боксы. Помню, еще в советские годы, чтобы сбить предстартовый мандраж, некоторые гонщики опрокидывали грамм пятьдесят или сто. Это, конечно, миф. Но, ей-богу, хлопнул бы сейчас рюмашку!

Красотка

Если по чесноку, то я должен расписаться в полном непрофессионализме. Ибо только авантюрист рискнет выйти на старт кольцевой гонки не только без предварительных тренировок, но даже толком не ознакомившись со своей боевой машиной. Я‑то по долгу службы не единожды подбивал людей на всякие сомнительные затеи, а тут сам попался.

Идейный вдохновитель и организатор «классических» гонок Александр Смирнов заманил в свою вотчину и как бы между делом предложил поучаствовать в первом этапе сезона MCGP на Волге с мотором ЗМЗ‑406 – в зачете «Волга+». Знает, на какую кнопку нажать! Я ведь, когда оказываюсь среди старых машин, даю слабину – меня можно брать голыми руками.

Перед тем как нас с Волгой окольцевали короткой конфигурацией трассы Moscow Raceway, случилось лишь одно мимолетное свидание. Да что там – свиданка. Рыженькая… Таких у меня еще не было. Красотка – глаз не оторвать. Уж в этом я стреляный воробей. А как же… познать характер? Съесть пуд соли вместе? Какое там! Прохватил туда-сюда по узкому заводскому проезду, пощелкал передачки да пару раз тормознул, вспомнив, что антиблокировочную систему Волга не видела даже в розовых девичьих снах. Попросил поднять чуть выше тахометр, нашел оптимальное положение гоночного сиденья – и был таков. А поскольку в приданое к записной красавице 1979 года рождения прилагалась бригада телохранителей-механиков, грех было нос воротить. Стартую под номером 818!

Турбулентность

Что с «баржи» взять? Не скажите, взяли у нее многое. Кузов, двигатель, коробка, подвеска, трансмиссия – всё родное. Регламент допускает перенастройку карбюратора, замену поршней и шатунов, установку тормозных механизмов от ГАЗ‑3102 и много чего еще.

Но всё равно Волга остается Волгой даже с аэродинамической юбкой бампера, опущенной донельзя подвеской (буферов отбоя нет, металл жестко замыкается на металл) и 14‑дюймовыми перекачанными шинами Hankook на вертолетных колесах, которые встают на волговскую разболтовку как родные.

Накануне гонки отогнали мой аппарат на стенд – сняли 165 «лошадок». По меркам современного Туринга – смешно, но для Волги не так уж и мало. Хотя латыши и нижегородцы снимают с 16‑клапанных моторов больше.

Короткая тренировка перед квалификацией – как последний день перед экзаменом, за который надо проштудировать несколько томов. На холодную мотор заводится неважнецки. Нужно сразу прогреть его при 3000 об/мин – иначе зальет свечи. Но даже с прогретым движком Волга на холостых пляшет всем своим телом, как неухоженная лайба таксиста середины восьмидесятых – ребенка хорошо укачивать, а для меня это сигнал, что какая-то из свечей все-таки хандрит. На низах мотор не тянет вообще. Вся песня – с 4000 до 6000 оборотов, когда 16‑клапанный ЗМЗ раскрывается во всей красе, от которой закладывает уши. Слышали рев взлетающего Як‑52? Один в один!

Скорость

Первая же связка поворотов заставила вспомнить не только анекдоты про неповоротливость «баржи», но и все особенности управления ею. В шпильках по-таксистски наматываешься на тяжелую баранку, а резкие торможения оставляют позади дымок черных следов: Волгу резко «крестит», и тут уж либо пан, либо пропал – и пролетел мимо оптимальной траектории.

Кабина и органы управления архаичной Волги выглядят весьма современно.

Адреналин хлещет в кровь словно из насоса высокого давления. Но это пока несешься в кучке себе равных. А прибалты на своих древних машинах с «четыреста вторыми» моторами «делают» меня, как школьника. Я попробовал увязаться и пройти связку поворотов на их скорости буквально след в след. Закончилось тем, что ловил машину от газона до газона. Один раз обошлось, а в другой едва не встретился с отбойником. ОК, предел по «зацепу» шин найден.

В квалификации проехал чуть живее, но всё равно лишь четвертый результат с конца из 23 машин. Гонка для всех Волг общая, но места распределяют в каждом зачете отдельно среди 17 машин зачета «Волга» (моторы ЗМЗ‑402) и среди шести машин зачета «Волга+» (моторы ЗМЗ‑406).

Стартую с 19‑й позиции. Не считая легкого контакта в повороте с одной из прибалтийских машин, всё шло штатно – до тех пор, пока на втором круге на длинном прямике после связки крутых поворотов вдруг не пропала тяга. А это самый скоростной прямик, где четвертая передача выкручивается в звон. Нащупываю положение педали, когда мотор работает более-менее ровно, – но это всего 4000 оборотов вместо 6000! Подтыкаю пятую – та же история. И так – на каждом круге! Жаль, не взял с собой чашечку кофе и бутерброды – за время долгой и нудной «чахотки» можно было перекусить.

Ну вот кренится она в поворотах сильнее, чем хотелось бы, – и ничего не поделаешь!

Финишировал третьим в своем зачете. Снял две секунды с круга. Неплохо! Но могло быть лучше. Почему мотор не крутится именно на четвертой и пятой? Ведь на более низких передачах нет проблем. Меняли свечи, катушки зажигания – не помогло. Проблема явно топливная. То ли мощности электрического насоса не хватает, то ли трубки где-то пережаты, то ли бензин в предшествующей связке поворотов отливает.

Форсаж

Перед второй гонкой попросил заполнить бензобак под завязку – и круга три удалось проехать под полным газом. Но потом – снова «чахотка» на длинном прямике, где прибалтийские волки настигали меня, как подстреленного зайца. Однако третью позицию среди «четыреста шестых» моторов удалось удержать, причем я снял еще секунду с круга.

Значит, получается! То, что собранная накануне гонки Волга вообще доехала до финиша, и вовсе большая удача – многие машины сошли с дистанции гораздо раньше.

Есть! Обошли зелёного!

А когда на трассе случился замес, мимо которого мне удалось прошмыгнуть незаметной мышкой (позже всё равно сожрали!), оказалось, что крылья у прибалтийских машин карбоновые.

Смею предположить, что эти «эсминцы» намного легче моей «баржи». Хотя дело не только в этом. Опыт – вот что главное. Многолетний опыт доводки своих машин. В «четыреста втором» зачете участвуют пилоты, которые еще при Союзе гонялись. Представляете, какой у них накат? Шины у прибалтов держат явно лучше (хотя типоразмер тот же), старые моторы крутятся как полоумные. Подвеска жестче, крены в поворотах существенно меньше – в быстрых виражах меня «делают» и по внутренней траектории, и по внешней. В общем, старожилы везде снимают по чуть-чуть, а в сумме набирается нехилое преимущество – к концу 20‑минутного заезда лидеры обходили меня на круг.

По сумме двух гонок – третье место в классе. Не запредельный результат среди шести участников, тем паче что до лидера Ивана Коновалова – как до Луны. Но что призы, когда можно от души хлопнуть железной дверью и выкрутить до самолетного рева форсированный мотор?

Формулы классов «Восток» и «Мондиаль» сохранились не только у нас и в Латвии. Стартовали также белорусы, эстонец, украинец и немец.

Сел я после гонки в редакционный Гольф – до чертиков тихий, правильный, комфортный и тоже очень быстрый в поворотах – и долго потом не мог отделаться от щемящего чувства ностальгии по тем временам, когда между водителем и автомобилем не было никакой электронной фальши.

Нет-нет, я не призываю возрождать былое, ездить только на Жигулях и Москвичах, завидуя небожителям в Волгах, и проводить все выходные на гаражных посиделках не без крепкого словца и столь же крепких напитков. В одну и ту же реку не войти дважды. Да и не нужно. Но что-то нестерпимо прекрасное в том времени все-таки было. Молодость?

Постфактум: впасть в детство

Сергей Зиновьев

Наблюдая за героическими подвигами главного редактора со стороны, я насыщался в этот уикенд теми же флюидами. Вместо заголовка, заимствованного у американского фильма, подошло бы и название британской песни: Back in USSR. Впрочем, здесь получился несколько искаженный СССР, словно машина времени дала сбой. Пионерки не были столь сексапильными, а на Porsche и Mini тогда никто не гонялся. Тем более в одном заезде с Москвичами‑412. Появление в середине 1980‑х первого раллийного BMW M3 (у экипажа братьев Больших) было сенсацией века. Сейчас всякими иномарками кишит весь паддок автодрома, изрядно нарушая аутентичность ощущений. Сам автодром тоже явно из будущего – в СССР ничего подобного не было.

Что любили и о чем мечтали мальчишки Страны Советов? К стеклам каких машин прислонялись лбом, чтобы посмотреть разметку спидометра? Сколько раз пересматривали фильм «Гонщики» с Леоновым и Янковским? Причем настоящие гонки в те годы пребывали вне поля нашего зрения – их тогда проводили незаметно и далеко. Так что насчет молодости наш главный редактор абсолютно прав: мы как раз в ней и побывали. А у него еще и мечта сбылась!

И очевидно, что ностальгия овладевает не только нами – на старте больше сотни участников! Плюс экспозиция из 400 классических автомобилей и мотоциклов, прибывших своим ходом из всех городов и весей. И дело не в том, что раньше был СССР, а советское – значит отличное. За рубежом отношение к тамошним олдтаймерам точно такое же. Дело в теплых воспоминаниях детства. Кого ни спроси, такая машина была у папы или у дедушки.

Участок москвичовской экспозиции.

Голый факт: за три года компания «Старое время» превратила любительские покатушки «ржавомобилей» в большую движуху и грандиозный фестиваль олдтаймеров. На него охотно едут иностранцы – не только из бывших республик, но и, например, из Германии. Помимо настоящих гонок на живых раритетах теперь есть и шоу. Можно часами просто бродить по стоянке и без конца натыкаться на уникальные экземпляры. А также на горнистов и гаишников, на распродажу значков и магнитиков, на ремонт гоночной формулы с помощью паяльной лампы и гаражных терминов. На целую когорту выдающихся гонщиков прошлого и нынешнего. Причем большинство из них тоже на чем-нибудь стартует, без конца сетуя: заразное, мол, это дело! Хуже того – неизлечимое. Ну ладно – Жигули, но из каких закромов вытащили почти два десятка гоночных Эстоний? Уму непостижимо!

А в гонке Волг у главного редактора, конечно, не было никаких шансов. Максим весьма вкатанный для журналиста товарищ, но, простите, навыки-то оттачивал на всяких Маздах MX‑5 и Porsche с филигранной управляемостью и сонмом электронных помощников. С Волгами их роднит только схема привода. Но, надо признать, ехал главный на удивление чисто, машину не сломал, да и результат нормальный.

Теперь посмотрим на соперников: примерно половина из них выступали на ГАЗ‑24 еще в те времена, когда такой класс машин существовал в нашем Большом Автоспорте. А кое-кто из латышей и вовсе не прекращал гоночную карьеру. Поговорив с ними, узнал, что аналогичная ретросерия в Латвии собирает по три десятка Волг и Жигулей. И в Ригу на этапы этой серии, кои ныне объединились с MCGP в Кубок Дружбы (тоже ностальгическое название), теперь ездят и наши. А что, Максим Александрович, не прохватить ли Вам разок по автодрому «Бикерниеки»? Надо набирать зачетные очки!

Подпишитесь на «За рулем» в