Сдаем экзамены по-новому

СДАЕМ ЭКЗАМЕНЫ ПО-НОВОМУ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/СОИСКАТЕЛЯМ "ПРАВ"

СДАЕМ ЭКЗАМЕНЫ

ПО-НОВОМУ

ЧТО-ТО ПРОЩЕ, ЧТО-ТО СЛОЖНЕЕ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР СЕМИН

С первого ноября на экзаменационных площадках ГИБДД должна начаться новая жизнь - методика квалификационных экзаменов на получение водительских прав изменилась!

По словам одного из разработчиков документа - сотрудника НИЦ ГУ ГИБДД Дмитрия Митрошина, нововведения обусловлены тем, что были внесены изменения в такие правовые акты, как Правила дорожного движения РФ и Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, а также необходимостью (на основе накопленного опыта) усовершенствовать прошлую методику, принятую в 1998 году.

Процедура отныне станет более "прозрачной": кандидат в водители после каждого этапа сдачи экзамена имеет возможность ознакомиться с допущенными ошибками. Ставя подпись в экзаменационном листе, он выражает свое согласие с мнением проверяющего. Раньше этого не было, что, с одной стороны, давало пищу для упреков в адрес экзаменаторов (кого-то специально "заваливают"), а с другой - и в самом деле позволяло инспектору быть необъективным.

Рамки теоретического экзамена остались прежними - за 20 минут 20 вопросов, проходной балл - 18 верных ответов. До сих пор при сдаче теории на компьютере нужно было на все вопросы отвечать в порядке их перечисления, не откладывая ни один на потом, чтобы обдумать. Теперь разрешено самому определять последовательность ответов. Те, кто не в ладах с электроникой, имеет право получить вопросы в "бумажном варианте".

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Наибольшие изменения коснулись первого этапа практического экзамена. Те, кто претендует на категории "В", "С" и "D", теперь не будут выполнять "разгон-торможение" (именно это задание больше всего раздражало и сдававших экзамен, и инспекторов). Зато появились два новых упражнения: "змейка" и "параллельная парковка задним ходом". Конечно, неспроста: сегодня умение маневрировать и парковаться на городских загруженных улицах требует настоящего мастерства, и им надо овладеть. Правда, отношение к парковке задним ходом далеко неоднозначно. Ее противники считают, что двигаться назад в потоке машин, к тому же когда автомобиль своим "углом" слегка "захватывает" соседнюю полосу, весьма опасно. Случись ДТП, будет виноват тот, кто влезает в свободную "дырку". Есть возражения и у тех, кто живет в сельской местности, - там таких проблем с парковкой нет. Тем не менее упражнение утверждено.

Оставлены в новой методике три прежних упражнения - "остановка и троганье с места" (на подъеме от 8 до 16%), "разворот" и "въезд в бокс". Таким образом, все испытания в той или иной степени моделируют реальные дорожные ситуации.

Всего упражнений пять, сдавать надо лишь три. Если у экзаменационного подразделения ГИБДД достаточная по размерам, хорошо оборудованная площадка и нет проблем с экзаменаторами, то комбинацию упражнений определяет жребий. Где условия похуже - набор их ежедневно утверждает начальник экзаменационного подразделения. Кстати, нынешняя методика (как и прошлая) оговаривает случаи, когда кандидаты в водители сдают экзамен экстерном или используют машину, на которой не обучались. В этой ситуации им обязаны предварительно предоставить двухминутную поездку по площадке. Времени, конечно, немного, но все же можно слегка приспособиться к новому автомобилю. Если сотрудники ГИБДД об этом будут "забывать" - требуйте! Отказывают - пишите жалобу.

Оценка за первый этап практического экзамена складывается из оценок за каждое упражнение. Разработан перечень типичных ошибок и количество штрафных баллов за каждую из них. Грубые (пять баллов), если не вписался в траекторию, сбил элементы разметочного оборудования и т. д. - потенциальные аварии на дороге. Средние (три балла) - не включил "нейтралку" после остановки и т. д. - свидетельствуют о недостатке навыков вождения. Мелкие (один балл) не несут опасности (например, заглох двигатель). Чтобы сдать первый этап экзамена, надо не превысить порог в пять баллов за каждое упражнение. Если одно из трех не выполнил, дают дополнительную попытку.

Изменился практический экзамен на категорию "Е". Раньше его сдавали только на площадке. Теперь количество упражнений на площадке сократилось в два раза ("постановка к платформе задним бортом" и "прямолинейное движение"), зато добавился экзамен "в городе".

РЯДОМ - ИНСТРУКТОР

Второй этап практического экзамена (если первый сдан) - в условиях реального дорожного движения. Для этого в каждом подразделении должно быть не менее двух испытательных маршрутов. Поскольку из первого этапа убрали "разгон-торможение", то проверку экстренной остановки теперь проводят в городе - конечно, на безопасном участке.

Еще одно нововведение. По сложившейся традиции, место переднего пассажира занимал сотрудник ГИБДД, а инструктор размещался сзади. При таком раскладе в случае ДТП возникала тупиковая ситуация: кандидат в водители еще не получил "права" и вроде бы не обязан отвечать, а собственник машины не имел доступа к дублирующим педалям. Экзаменатор тоже не горел желанием восстанавливать не имеющий к нему никакого отношения автомобиль. Сейчас рекомендуется передавать дублирующие педали инструктору - он владелец "источника повышенной опасности", с него и спрос. Но инструктор, как правило, заинтересован в сдаче экзамена - работа автошкол оценивается по количеству получивших "права". Поэтому дополнительные педали оборудуют устройствами световой или звуковой сигнализации - дабы инструкторы не "подыгрывали" сдающему. Так вот все сложно!

Продолжительность поездки по-прежнему 20 минут. Время в пути может быть сокращено, если кандидат в водители "завалился" или, наоборот, досрочно выполнил все предусмотренные методикой задания. Ошибки оцениваются по той же балльной системе.

В целом требования к соискателям водительского удостоверения ужесточились. Наверное, это правильно - больше машин, сложнее дорожная обстановка и надо выпускать на дорогу подготовленных водителей. Правда, есть в этих благих устремлениях одно "но": готовиться к экзаменам придется серьезнее и дольше, а значит, обучение будет дорожать. Уже сейчас в Москве обучение на курсах вождения стоит около трех тысяч рублей, а что будет дальше...

Подпишитесь на «За рулем» в