Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозка

При какой температуре современный легковой турбодизель уверенно заводится и в какой момент наступает точка невозврата? Уступает ли турбодизель в своих пусковых свойствах бензиновому мотору? Чтобы прояснить этот вопрос, мы взяли бензиновый Kia Rio 1.6 и Kia Sorento Prime с 2,2‑литровым турбодизелем (оба свежие, с минимальным пробегом) и отправились в Бронницы, где находится климатическая камера лаборатории НТЦ «Цельсий-Проф».

К дизелям у нас по-прежнему отношение предвзятое. Одна из главных фобий связана с холодным пуском. Когда рассказываешь иностранцам, что в Якутии и других холодных регионах грузовики вообще не глушат всю зиму, поскольку потом не заведешь, у тех глаза на лоб лезут. А тамошние инженеры даже дают советы: дескать, солярку на лютом морозе надо разбавлять бензином – иначе не заведешься. В этом есть своя правда, но мы отложим в сторону методы реанимирования дизелей в экстремальных условиях и поговорим о другом.

Мы попытались нащупать температурный предел пуска современного турбодизеля в сравнении со способностями бензинового мотора. Для этого взяли бензиновый Kia Rio 1.6 и Kia Sorento Prime с 2,2‑литровым турбодизелем. Оба свежие, с минимальным пробегом.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаДинамику прогрева и остывания двигателей контролировали по температуре моторного масла. Для этого к масляному щупу каждого автомобиля подсоединили датчики.
Динамику прогрева и остывания двигателей контролировали по температуре моторного масла. Для этого к масляному щупу каждого автомобиля подсоединили датчики.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаВ процессе испытаний мы отслеживали многие параметры – время работы стартера, частоту вращения коленвала при пуске и т. д.
В процессе испытаний мы отслеживали многие параметры – время работы стартера, частоту вращения коленвала при пуске и т. д.

Холодный расчет

Площадкой испытаний мы выбрали климатическую камеру лаборатории НТЦ «Цельсий-Проф», что в подмосковных Бронницах. Методика проста. Замораживаем обе машины до –25 °C, заводим моторы и прогреваем их до рабочей температуры 70–80°, а затем даем маслу остыть до температуры камеры. Почему именно –25°? Мы считаем этот порог минимально необходимым в наших климатических условиях. Да и не только мы! К чести отечественных производителей, они по собственной инициативе проводят испытания и при более низких температурах. Но если ваша машина не заводится в минус двадцать пять, судиться бесполезно! ГОСТ Р54120-2010 «Пусковые качества автомобильных двигателей» в редакции 2010 года гласит: бензиновые моторы должны пускаться без посторонней помощи при –20 °C, а дизели с турбонаддувом и вовсе при –10 °C. Нормально так, да?

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаПуск мотора происходит только по команде. Это дает возможность в момент старта зафиксировать все данные.
Пуск мотора происходит только по команде. Это дает возможность в момент старта зафиксировать все данные.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаЕще чуть-чуть, и температура в камере достигнет первой зачетной отметки «–25»
Еще чуть-чуть, и температура в камере достигнет первой зачетной отметки «–25»

Мы же перейдем границу «–25» и пойдем дальше: второй пуск проведем при –30 °C, а затем будем опускаться с шагом в три градуса – пока оба автомобиля не сдадутся.

В наших подопытных машинах нет предпусковых подогревателей. Для чистоты эксперимента в двигатели залито рекомендованное масло одинаковой вязкости: 5W‑30.

Для объективного контроля навешиваем на автомобили датчики, которые будут отслеживать количество оборотов коленчатого вала до пуска, а также обороты, при которых мотор пустился, время работы стартера и напряжение на клеммах батареи. На дизеле станем фиксировать и время работы свечей накаливания до момента пуска.

Особое внимание – топливу. С 95‑м бензином, на котором работает наш Rio, всё предельно ясно, а вот у солярки есть разделение на летнюю и зимнюю. Для чистоты эксперимента мы взяли зимнее дизтопливо Лукойл Евро‑5, которое можно найти на любой АЗС в средней полосе России.

Весь процесс контролирует оператор за пультом управления. Данные, поступа­ющие от датчиков, отслеживаются в онлайн-режиме.

Зимняя солярка отличается от летней температурой помутнения, ниже которой парафины начинают кристаллизоваться. Топливо густеет, снижается его текучесть и способность к воспламенению. По ГОСТу «зима» не должна мутнеть до –28 °C. Проведенный до начала испытаний анализ купленного нами дизтоплива Лукойл Евро‑5 показал, что оно мутнеет при –37 °C: для европейской части страны запас более чем достаточный. Для Крайнего Севера этого мало, но там используется уже арктическая солярка с температурой помутнения –50 °C.

–25 °C

Будучи замороженным до заветных –25 °C, наш Rio пустился практически мгновенно. Ощущения подтвердились данными телеметрии: до старта коленчатый вал сделал лишь два с половиной оборота, а стартер работал 0,9 секунды.

Sorento Prime при –25 °C выступил не хуже. Коленвал провернулся лишь на полтора оборота – и есть уверенная работа на оборотах холостого хода. Да и стартер работал всего ничего – 0,8 секунды.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаЧерез девять минут после старта на лобовом стекле Rio появились первые признаки «оттепели».
Через девять минут после старта на лобовом стекле Rio появились первые признаки «оттепели».

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаВот так при –25 °C выглядит стекло Rio через без малого 20 минут после пуска двигателя. Можно ехать – если аккуратно.
Вот так при –25 °C выглядит стекло Rio через без малого 20 минут после пуска двигателя. Можно ехать – если аккуратно.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаНаружные зеркала Rio отогрелись через три с половиной минуты.
Наружные зеркала Rio отогрелись через три с половиной минуты.

–30 °C

Глушим машины и замораживаем их до –30 °C. На это ушло несколько томительных часов. Первым снова оживляем Rio, и вновь неплохой старт. Однако по телеметрии ясно, что мотору уже тяжеловато: напряжение на клеммах батареи упало до 9 В (на вольт ниже, чем при первом старте), а скорость вращения коленвала снизилась до 140 об/мин против 170 об/мин при первом пуске.

Sorento Prime тоже не подкачал, уверенно взяв тридцатиградусную планку. Но температура сказалась и на нем: стартер работал на полсекунды дольше, а «пусковые» обороты упали с 140 до 90 в минуту.

–33 °C

В камере –33 °C. Стартуем. Rio снова пустился уверенно, но обороты просели еще сильнее (до 105 об/мин), а напряжение на клеммах аккумулятора упало до 8 В.

Дизель тоже взял эту планку, однако картина уже не столь безоблачная, как прежде. Обороты коленвала – на границе минимальных значений, а стартер крутил мотор почти пять секунд – впятеро дольше, чем при первом эксперименте. Еще хуже, что вспышки появились не во всех цилиндрах и первые мгновения двигатель «троил».

Использование инфракрасной камеры сделало процесс наглядным и помогло оценить работу дополнительных обогревов.

–36 °C

Пробуем –36 °C. Напомним, что предварительный анализ показал: при этой температуре дизельное топливо может запарафиниться и не даст пустить мотор. Замороженный Sorento закряхтел стартером: тот крутил мотор дольше 13 секунд, но не возникло и намека на вспышки в цилиндрах.

Это предел, причем не для мотора, а именно для зимнего дизтоплива. Обороты и напряжение на клеммах батареи в сравнении с прошлыми попытками упали несильно – спасибо мощной штатной батарее емкостью 90 А·ч. Лишь после продолжительной работы стартера коленвал «замедлился» до 50 об/мин, что в полтора раза ниже минимально допустимых значений.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаНа оттаивание наружных зеркал дизельного Kia ушло пять минут.
На оттаивание наружных зеркал дизельного Kia ушло пять минут.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаSorento Prime обеспечивает обогрев зоны покоя щеток стеклоочистителя: первые чистые полоски появились через минуту.
Sorento Prime обеспечивает обогрев зоны покоя щеток стеклоочистителя: первые чистые полоски появились через минуту.

Для полноты эксперимента мы подключили к аккумулятору Sorento теплую батарею емкостью 100 А·ч: в двух цилиндрах появились намеки на вспышки, но этого оказалось недостаточно. Требуется арктическое топливо!

А что наш бензиновый подопечный? Rio тоже не завелся. Обороты коленчатого вала просели до минимальных значений (чуть больше 70 об/мин). Стартер работал 12 секунд, но тщетно: напряжение на клеммах упало ниже 7 В – штатного аккумулятора на 60 А·ч надолго не хватит.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаЧтобы лобовое стекло Sorento стало хоть наполовину чистым, нужно ждать больше получаса.
Чтобы лобовое стекло Sorento стало хоть наполовину чистым, нужно ждать больше получаса.

Нужно ли бояться дизеля зимой? Тест-заморозкаKia Sorento Prime: заднее стекло не отогрелось полностью даже через 20 минут.
Kia Sorento Prime: заднее стекло не отогрелось полностью даже через 20 минут.

Подключили к сети Rio теплую заряженную 100‑амперную батарею: после десятисекундной прокрутки и одиночных вспышек мотор кое-как пустился. Будем считать это пределом возможностей.

Вывод

Наши испытания показали, что современный турбодизель по пусковым свойствам практически не уступает бензиновому мотору, причем именно дизели обычно дополнительно оборудуются предпусковыми подогревателями, облегчающими старт. Но многое определяется топливом, которое может замерзнуть даже при наличии «предпускача» – например, в необогреваемом фильтре, расположенном в бензобаке.

Если вы не житель Крайнего Севера и на горизонте есть фирменные АЗС с качественной зимней соляркой, смело берите автомобиль с дизелем. Ну а если в вашем регионе столбик термометра опускается ниже пятидесяти, то и арктическая солярка не поможет – в этом случае машину нужно заводить осенью и глушить весной. Либо держать в теплом гараже.

ДАННЫЕ ИЗМЕРЕНИЙ

–25 °С

–30 °С

–33 °С

–36 °С

SORENTO PRIME

RIO

SORENTO PRIME

RIO

SORENTO PRIME

RIO

SORENTO PRIME

RIO

Продолжительность работы свечей накаливания

2,4 с

2,5 с

2,4 с

2,5 с

Продолжительность работы стартера до первых вспышек

0,83 с

0,88 с

1,3 с

2,0 с

1,5 с

2,8 с

вспышек не было

вспышек не было

Количество оборотов коленчатого вала до пуска

1,5

2,5

2

2,5

1,5

3,5

пуска не было

пуска не было

Средняя частота вращения коленчатого вала при пуске

146 об/мин

170 об/мин

86 об/мин

136 об/мин

90 об/мин

105 об/мин

60 об/мин

75 об/мин

Среднее напряжение на клеммах аккумулятора

9,7 В

9,9 В

7,9 В

8,8 В

8,7 В

7,9 В

7,15 В

6,9 В

Общая продолжительность работы стартера

1,16 с

1,52 с

2,7 с

3,0 с

4,5 с

5,5 с

13,5 с

12,3 с

Редакция благодарит лабораторию НТЦ «Цельсий-Проф» и компанию Favorit Motors за помощь в проведении испытаний.


Подпишитесь на «За рулем» в