Какой автомобиль выбрать? Отвечает эксперт ЗР

В нашей новой рубрике эксперты журнала «За рулем» отвечают на вопросы читателей. Тема первой «Прямой линии» — выбор автомобиля.

«Прямая линия», в рамках которой мы предложили читателям свою помощь в выборе автомобиля, порадовала горячим откликом: вопросы поступают до сих пор, хотя достаточное количество для первого раунда линии набралось менее чем за день и мы честно предупредили вас о том, что прием вопросов закончен.

Прежде всего хотим поблагодарить вас за активность и конкретику. Итак, вы спрашивали — мы отвечаем!

На вопросы читателей отвечает наш эксперт Кирилл Милешкин, редактор журнала «За рулем» (отдел автомобильной информации).
На вопросы читателей отвечает наш эксперт Кирилл Милешкин, редактор журнала «За рулем» (отдел автомобильной информации).

Здравствуйте. Мазда CX9 2017  года выпуска за  3 000 010 рублей или Лексус RX200t в исполнении Blek Rojal 2018 года за 3 000 300 рублей — что выбрать? Машину покупаю на 3 года. Спасибо. (Руслан)

Кирилл Милешкин:

— У обеих марок примерный паритет по уровню надёжности и риску угона. Но стоимость каско всё равно может сильно отличаться. Если его цена играет не последнюю роль, изучите предложения страховых компаний. Lexus придется чаще гонять на ТО: его межсервисный интервал 10 000 км против 15 000 у Мазды. У CX-9 просторнее салон, а в комплектации Supreme чуть богаче набор опций. Так что, если имидж марки для вас не столь важен (Лексус все-таки премиум-бренд), то вроде бы все плюсы на стороне Мазды.

Добрый день! Помогите с выбором нового автомобиля. Главное требование — удовольствие от пилотирования). В пределах бюджета до 2 млн руб. Не важны: бренд (производитель), цвет, тип двигателя, тип коробки (АКП и DSG — всё пойдет), наличие каких-либо опций. Мощность: максимально возможная, но не более 249 л.с. Разгон до 100 км/час: не более 7 секунд (желательно). Тип привода: желательно задний, но и другие типы подойдут. Тип кузова — любой, кроме кроссовера. Угоняемость — обязательно непопулярная у угонщиков модель, т.к. установка суперсигнализации не планируется. Плановый срок эксплуатации — не больше 3 лет.

Неподошедшие авто (рассматривались):

— Skoda Octavia (уныло внутри и снаружи);

— Kia ceed GT, 204 л.с. (медленная по характеристикам, испытать не удалось);

— Мини Купер 1,5 л (версию JCW испытать не удалось) — медленная. А 2.0 сильно выходит из бюджета и тоже не супербыстрая. JCW, возможно, быстрая, но нет нигде на тесте и уж очень дорого;

— Ауди 3 и 4 (унылая тоже);

— БМВ 2, Ауди ТТ, Меган RS (не продаются уже).

Спасибо! С уважением, Александр

Кирилл Милешкин:

— Раз Вы поставили в приоритеты удовольствие от вождения и задний привод, то в качестве первой же рекомендации просится BMW 1-й серии. В пределах двух миллионов (с учетом торга у дилера) можно приобрести версию 120d: 190 л.с. и 7,0 с до 100 км/ч. Примерно те же деньги просят за BMW 320i (184 л.с. и 7,2 с до 100 км/ч).

Skoda Octavia 1.8 TSI (180 л.с. и 7,3 с до 100 км/ч) скучна, согласен, но по части мощности/опций/шасси вне конкуренции за эту цену. 230-сильная версия RS в заданные рамки уже не проходит (от 2,3 млн рублей).

Все перечисленные варианты к категории угоняемых не относятся.

Здравствуйте, уважаемый Кирилл! Увидел объявлении о том, что Вы можете подсказать по выбору авто и очень обрадовался, так как в этом году, ближе к лету, планирую смену авто. Сейчас у меня Шевроле Авео t300, это самый последний кузов, продававший в нашей стране. Авто 2012 года, пробег под 90 тысяч, и уже начинает периодически доставлять некоторые неудобства своей ненадежностью.

Я твердо решил пересесть на полный привод.

Бюджет, который я смогу потянуть, — это 700–750 тысяч. Я не авантюрист, чтобы покупать 10-летнее авто с пробегом глубоко за 100 тыс. км. На мой взгляд, в эту сумму вписывается либо новый Рено Дастер, пусть я смогу воспользоваться программой для многодетной семьи и получу скидку 10%, тогда, наверное, хватит денег, ну край займу до 800 тысяч. Но Дастер, сами понимаете, это дешево и очень просто, без какого-либо комфорта.

За эти деньги, наверное, могу подобрать Кашкай, он будет первого поколения, попадаются даже варианты Кашкай+2 с 2 литрами и вариатором. Но у них пробег 60–90 тысяч. Стоит ли связываться? Понимаю, что вариаторы вроде не хвалят за надежность, но ведь, наверное, можно грамотным диагностам показать авто, и они смогут понять, в каком состоянии вариатор и целиком авто.

Креты в этом диапазоне если и есть, то переднеприводные. А покупать Сузуки Гранд Витару или Тойоту RAV4 из прошлого десятилетия я опасаюсь...

Очень нравится по характеристикам Октавия Скаут в кузове А5, но там эти проблемные движки TSI, иметь дело с которыми после 100 тысяч км чревато дорогостоящим ремонтом. Но зато в этой машине все, что нужно для меня, — высокий клиренс, огромный багажник, полный привод, комфорт!

Поделитесь, пожалуйста, своим экспертным мнением.

С уважением, Юрий.

Кирилл Милешкин:

У рассмотренных вариантов Вы очень точно определили проблемные места: вариатор у Ниссана и двигатель TSI у Шкоды. Но Qashqai можно найти с сочетанием мотора 2.0, полного привода и механической коробки, тем самым исключив потенциально проблемный узел. А вот у Октавии альтернатив бензиновому двигателю в Вашем бюджете нет, а немаленький расход масла может быть и у мотора, который по всем признакам исправен.

Также в Ваш бюджет могут вписаться такие автомобили с пробегом, как Opel Mokka и Antara, Kia Sportage, Hyundai ix35.

Здравствуйте, Кирилл. Есть ли у вас информация про сборку Шкоды Кадьяк в Нижнем Новгороде в комплектации монопривод, дизель и DSG? Это для меня идеальный вариант.

А вообще после Кашкая 4WD и дизельного Суперба Комби присматриваюсь к дизельному паркетнику, большому, 5-местному. Держу в голове и красавца Peugeot 3008. Настораживает экзотика и невысокий клиренс.

Эх, был бы Peugeot 5008 5-местным да повыше клиренсом. Был бы Toyota RAV4, дизель, автомат, передний привод. Да подходил бы мне по комплектации Nissan X-Trail/Koleos. Да продавался бы по-прежнему Volvo XC70, я бы вам не писал.

С уважением, Юрий.

Кирилл Милешкин:

Думаю, интересующая Вас версия Кадьяка у нас не появится. У нее, с точки зрения большинства российских покупателей, два взаимоисключающих критерия — монопривод и дизель. Первый обычно ставят на самые дешевые комплектации, второй, который дороже бензинового мотора по определению, — только на средние и топовые. Прайс-лист Volkswagen Tiguan тому доказательство, равно как и отказ от продаж в России Шкоды Октавии с дизелем.

Сочетание дизеля и переднего привода в России могут предложить только два кроссовера — Peugeot 3008 и 5008. У обоих стоит 150-сильный мотор 2.0 и 6-ступенчатый автомат. Если не планируются выезды на серьезное бездорожье, то клиренс около 160–170 мм и строго передний привод напрягать не будут. В противном случае, конечно, надо смотреть другие модели.

Дизель в сочетании со всеми ведущими на нашем рынке предлагают и европейцы, и корейцы, и даже японцы (Toyota RAV4). Стоит оценить и стоимость «французов». Сама по себе она вроде бы адекватна, но все конкуренты за эти деньги предлагают машины уже со всеми ведущими колесами и приличным дорожным просветом. А вот экзотика должна пугать, только если не стесняетесь взглядов соседей по потоку. Раз мы ведем речь о новых автомобилях, наличие запчастей на разборках неактуально, а угоняемыми Peugeot никогда не были.

Добрый день. На данный момент владею Ладой Грантой. Перемещения в основном по городу. Возник вопрос покупки нового авто, но, к счастью или наоборот, выбор оказался достаточно сложным: планируемый бюджет до 800 тыс. руб. Из новых авто рассматривались Лада Веста, VW Polo и т.д., а из б/у выбор ограничивается только фантазией... Естественно, хочется получать от авто больше удовольствия и минимум хлопот и затрат (средний доход — в размере 50 тыс. рублей). При этом, размышляя, что от покупки нового бюджетника, возможно, не получить большей радости в сравнении с Грантой, подумываю отложить покупку до какого-то более значительного увеличения на это средств, возможно, для перехода на класс выше. (Дмитрий)

Кирилл Милешкин:

Если необходимы минимальные хлопоты и затраты, то, конечно, стоит смотреть в сторону новых машин. Тем более что обозначенный Вами доход не позволит безболезненно переживать поломки иномарки: цены на запчасти, увы, кусаются, а качество автомобилей, к сожалению, снижается.

Но я бы не советовал сбрасывать со счетов новые машины В-класса. Я езжу на редакционной Весте уже третий год, и могу сказать, что для вазовцев это огромный шаг вперед по сравнению с любой более ранней моделью из Тольятти. Polo, Solaris и Rio после Гранты тоже способны приятно удивить.

Что касается класса выше, то из подержанных экземпляров наименее поезженными будут представители гольф-класса (Kia Cerato, VW Jetta) или Renault Duster.

Добрый день.

Сейчас вожу Volvo XC70 2011 г.в. Начал думать о замене автомобиля, но столкнулся с дилеммой, которую оказалось непросто решить. Новый автомобиль планирую в диапазоне 2,5 — 3,5 млн рублей, но встал вопрос разума и желания.

Разум говорит смотреть на уровень Kia Sorento Prime обновленный, а «хотелка» говорит: новый Volvo XC90 дороговат, а вот автомобиль возрастом 1–1,5 года стоит уже в пределах заявленных денег.

Уточнение: автомобиль выбираю 7-местный (много детей), с дизелем, полным приводом и высоким клиренсом.

С уважением, ваш постоянный читатель Максим.

P.S. Почему бы Вашему уважаемому журналу не открыть такую рубрику, чтобы беспристрастно сравнивать разные варианты и рассказывать о подводных камнях, стоимости владения и прочих важных вещах при обладании такими автомобилями. Мне кажется, такими вопросами задаются многие автомобилисты.

Кирилл Милешкин:

— Скажу честно: я с опаской отношусь к машинам, продаваемым первым владельцем через год после покупки. Объективно, это должен быть очень богатый человек, чтобы позволить себе такие потери в деньгах. И для себя было бы спокойнее купить новый автомобиль у дилера.

Что касается рубрики о подержанных машинах, то это вопрос скользкий. Взяв для примера один экземпляр, не поймешь, что в нем врожденное, от производителя, а что приобретенное от «любви» предыдущих хозяев. Напротив, если рассматривать модель в целом, по форумам и отзывам, то любая машина покажется развалюхой с целым ворохом болячек.

Насчет рубрики подумаем, но в конкретном случае я — за новый автомобиль. Рассматриваемый Вами класс хорошо представлен на нашем рынке: Toyota Highlander, Ford Explorer, Mazda CX-9. В ближайшие месяцы появится VW Teramont, а до конца года — полностью новый Hyundai Santa Fe.

Добрый день! Осенью хотел бы сменить машину (сейчас Renault Logan 2). Встает вопрос, на какую поменять. Цены растут с каждым месяцем, соответственно, выбора становится все меньше по финансовым возможностям. Хотел бы спросить, какой вариант был бы оптимальным?

Критерии: клиренс повыше (поездки за город), цена до 1 млн руб. (не совсем пустая), экономичный расход топлива, механика, оптимальная надежность, недорогая в обслуживании, мощность и время до сотни не важны. Рассматриваю Renault Kaptur и Hyundai Creta. Есть ли смысл брать переднеприводные? 4х4 — дороговато. Renault Sandero Stepway скучный: тот же салон, что и у меня в Логане сейчас. Lada XRAY или Vesta SW Cross — пересаживаться обратно на ВАЗ как-то не хочется.

Может быть, еще к чему-то присмотреться? Подождать выхода новинок, только вот каких?
Спасибо! (Николай)

Кирилл Милешкин:

— Порадовать Вас нечем. В этом году эксперты предполагают, что цены на новые машины могут вырасти на 10–15%, а новинок из бюджетного сегмента на подходе нет.

По своему опыту могу сказать, что хороший клиренс важнее и нужен чаще, чем полный привод. У меня в последние московские снегопады было меньше проблем с моноприводной, но высокой Вестой, нежели с низкой, но полноприводной Audi. Так что я бы остановился на Каптюре или Крете.

Что касается Весты и Иксрея, то это большой шаг вперед для АВТОВАЗа, но машины не без проблем. Подозреваю, что Logan мог Вас вообще не беспокоить годами, и на его фоне Лада может разочаровать. Однако несмотря на это, по езде, дизайну и комплектации я не вижу в классе равных Весте SW Cross.

Здравствуйте, Кирилл!

В настоящее время владею Рено Флюэнс, 1.6, вариатор. Машина всем нравится и всем устраивает, но пробег приближается к 100 тыс. км, и скоро придется ее менять. К сожалению, Флюэнс больше не продают, а жаль, хорошая машина: комфортная, надежная, экономичная (каждый день езжу на работу по 75 км), неугоняемая, но — неликвидная. Люди не знают модель и недооценивают. Посоветуйте, чем возможно заменить, хотя к марке я привык.

Спасибо.

С уважением, Алексей

Кирилл Милешкин:

Выбирать особо не из чего, если оставаться в рамках гольф-класса, — он у нас почти вымер. Skoda Octavia неплоха по всем параметрам, кроме вопросов к надежности двигателей и коробок DSG. Ford Focus и Kia cee'd сменят поколение в этом году и скоро появятся в России. Возможно, есть смысл подождать их появления.

Если устраивал Fluence, то вряд ли разочарует и Kaptur. Опций в нем больше, есть полный привод и хороший дорожный просвет.

Добрый день! Интересует ваше экспертное мнение по покупке автомобилей бюджетных марок класса В или С, хотя размерами они уже заходят, наверное, в С-класс: совсем новая и свежая Лада Веста 1.6  (106 л.с.), механика; уже не новая, но уже собираемая в России Форд Фиеста 1.6 (105 л. с.), механика; популярный и, как пишут, почти неубиваемый новый Рено Логан 2 1.6 (113 л.с.), механика; Фольксваген Поло седан 1.6 (110 л.с.), механика; практически идеальный в новом кузове Хендэ Солярис 1.4 (100 л.с.) и его брат по цеху Киа Рио с тем же двигателем: и еще новый Джили Эмгранд 7 (обновленный седан белорусской сборки, про который вообще не пишут ни в тестах, ни в обзорах, и нет его в парке «За рулем»- жаль, что нет вообще моделей из Китая); и еще «китаец» Лифан Солано 2. Хотелось бы у знать о них, конечно, поподробней, насколько можно, — все минусы и плюсы, за и против, чего стоит ждать от них в процессе эксплуатации, какие особенности или норма будет считаться с пробегом, чтобы не дергаться и не заострять с каждой пройденной тысячей внимание (хотя сборка наша). Ну и, конечно, кто и как сильно будет терять в цене. Для каждой модели описал предварительный тип двигателя и коробки, по деньгам рассчитываю на 700–800 тысяч рублей и брать машину максимум на 5 лет. Спасибо за ответ! (Валерий)

Кирилл Милешкин:

Учитывая, что Вы обозначили самый популярный в России класс машин и все топовые модели из него, писать про них можно в нескольких томах. Вся информация есть на профильных интернет-форумах, где есть владельцы машин, пробежавших по нескольку сотен тысяч километров. И статистики по поломкам там будет в разы больше, чем у нас.

Если тезисно, то по сочетанию цена-комплектация лучше Веста. Logan действительно крайне надежен. Rio, Solaris и Polo тысячами служат в такси, что тоже хорошая рекомендация. У Polo были претензии к качеству поршневой у старых версий мотора 1.6, но на новых этой проблемы не наблюдается.

Китайские автомобили до сих пор лотерея. Несмотря на давнее присутствие в России, толковой статистики по ним нет. Лично у меня доверия они не вызывают.

Здравствуйте!
Меня зовут Федор. У меня есть следующие вопросы, касающиеся выбора нового автомобиля для покупки.
1. Бюджет 2 млн руб.
2. Дорожный просвет не менее 20 см.
3. Дизельный двигатель с мощностью, максимально приближенной к 150 л.с. (но не более — из-за налога) + наличие предпускового подогревателя с дистанционным пуском.
4. Автоматическая КП — гидротрансформатор (не вариатор и не робот).
5. Привод — передний.
6. Низ дверей обязательно должен прикрывать пороги (чтобы не пачкаться при посадке-высадке).
7. Система кругового обзора (для удобства парковки).
8. Рейлинги на крыше, возможность быстрого снятия задних сидений и полного наклона переднего пассажирского сиденья.
9. Пластиковая черная защита по низу вокруг (без наличия крашеных элементов спереди и сзади.
10. Металлическая защита двигателя и АКП.

Вот такой минимум необходим (ИМХО) для универсального автомобиля в России.

Кирилл Милешкин:

— Будем отталкиваться от главных критериев — агрегатов. Дизель до 150 л.с. в сочетании с классическим автоматом отметают львиную долю представленных на нашем рынке моделей. Kia Sportage и Hyundai Tucson имеют по 185 л.с. У Toyota RAV4 150-сильный дизель с автоматом идёт только в сочетании с полным приводом и стоит на пределе Вашего бюджета, от 1,97 млн рублей.

Единственный идеально подходящий по этим критериям автомобиль — Peugeot 3008: дизель 2.0, 150 л.с., 6-ступенчатый автомат, только передний привод. Цена — от 1,83 млн рублей. Но у него клиренс далек от 200 мм, так что и он проходит мимо.

Надо смягчать критерии.

Материалы по теме
Ravon Nexia R3 — тест-ремонт ЗР
Доброго времени суток!
Интересная у вас рубрика — помощь в поиске нового авто. Оригинально.
Думаю, не отниму у вас много времени.
Меня зовут Алексей. Сейчас передвигаюсь на Лифан Смайл (до этого был ВАЗ 21093).
Выбор новой машины — из бюджетного сегмента.
Предпочитаю небольшие компактные авто.
Передвижение — город (трасса очень редко). Много коротких поездок. Соответственно, желателен расход менее 10 л/100 км.
Время пользования — пока не разобьется (на 21093 2002 года выпуска ездил до начала 2016-го. Она часто ломалась, и я очень хотел ее поменять, но никак не решался. Вмешался Случай: маршрутка не пропустила меня на перекрестке — разбита вся левая сторона. Так и пересел на Лифан).
Главный критерий — чтобы не подводил (заводился зимой и, по возможности, внезапно не ломался).
Второстепенные пожелания:
— кондиционер
— Цвет, отличный от белого/черного.
Сейчас Смайл удовлетворяет этим требованиям.
Из нового рассматриваю Лады (Калина и Иксрей), Равон Р2, Киа Пиканто. Возможно, на нашем рынке представлены и другие модели, но я их не знаю. Больше склоняюсь к узбекскому автопроизводителю — дешево и сердито. Киа — дорого, ВАЗ — небольшое недоверие к нашим авто.
Вроде, все Вам рассказал. Благодарю!
С уважением, Алексей

Кирилл Милешкин:

Ravon R2, безусловно, самое интересное ценовое предложение на российском рынке с учетом наличия автомата. Если нет желания тратить лишние деньги, отговаривать не вижу смысла.

Лада Калина — машина из прошлого века, и покупать ее сегодня новой можно, на мой взгляд, только при отсутствии денег на что-то более приличное.

Иксрей неплох, если не брать версию с роботизированной коробкой передач с одним сцеплением.

Kia Picanto — автомобиль насквозь европейский. Для наших условий он дороговат и «нежен».

Здравствуйте.

Владею Nissan Tiida С13 2015 года Tekna CVT. Машина покупалась из-за экономичности (зимой город 20–25 км в сутки, летом дача около 100 км в одну сторону). Но теперь семья разрослась до 3 детей. Два кресла ставим сзади и одно спереди, т.к. все три не встают сзади по ширине. Теоретически машина устраивает, но немного напрягает небольшой багажник. Пока присматриваемся к Nissan X-Trail и ждем рестайлинга (на видеообзоре заинтересовало более широкое открывание дверей). Везде на форумах пишут, что хватает 2-литрового двигателя (2,5 л не новее же?), поэтому остановились на нем и выбрали комплектацию LE из-за светодиодных фар.

1 млн 700 тыс. для нас почти предел цены. Знакомые соблазняют на Старекс, но он более 2 млн, как и 7-местное авто (Ларгус не в счет). Для семьи это правильный выбор (рассчитываем на 7 лет).

С уважением, Всеволод

Кирилл Милешкин:

Часто приходится слышать упреки в адрес вариаторов Nissan: дескать, не самый надежный узел. Впрочем, ломаются они не поголовно, большинство оказываются вполне надежными.

Мы дважды тестировали LED-фары Ниссанов — как раз Тииды и Икс-Трейла. Ближний свет нам не понравился, переплачивать относительно галогена за него точно не стоит. Конечно, на обновленном Икс-Трейле будут стоять другие фары, но сомневаюсь, что изменится качество света.

В представительстве Nissan нам пока не смогли сказать, когда до нас доберутся рестайлинговые машины. Возможно, что даже не в этом году.

Планирую покупку новой машины. Выбор остановил между VW Polo и Kia Rio. Логан не рассматриваю из-за просчетов в эргономике и вопросов к работе МКП. У Фиесты задний ряд тесноват. Шкода Рапид: чуть дороже Поло, хотя это та же машина — разница в багажнике. «Китайцев» не рассматриваю — лотерея по надежности. Лада Веста: жду, когда качество комплектующих поднимут. Выбираю между «немцем» и «корейцем». Но у Поло скучный салон, а у Рио двигатель не подлежит «капиталке». (Илшат)

Кирилл Милешкин:

— Вы указали минусы из разных областей. Скучный салон — это эмоции, не подлежащий «капиталке» двигатель — это рациональность. Вот и решите, чем выбираете: сердцем или разумом. Могу только добавить, что Киа Рио успешно работают в такси, наматывая сотни тысяч километров пробега без капитального ремонта. Этот факт не стыкуется с мифом о недостаточном ресурсе движков. А откапиталить сегодня при желании можно все, но дешево это сейчас не стоит ни у одной машины.

Добрый вечер! Мне 30. Живу в городе. Владею автомобилем Mitsubishi ASX 2013 г.в. Комплектация максимальная, кожа, камера, датчики дождя и света. Хочется чего-то нового, думаю перейти на седан, выбор падает на новую Камри, но не знаю, как определиться с комплектацией, стоит ли переплачивать за двигатель 2,5 либо остановиться на 2,0. Нужен ли кожаный салон и всякие навороты? И вообще многие советуют не пересаживаться с более высокой машины на низкую. Посоветуйте, пожалуйста. (Ильнар)

Кирилл Милешкин:

— Я бы сразу указал на два минуса Camry — архаичность интерьера и крайне высокий риск угона (следствие — дорогой полис каско). Если нет спортивных амбиций, а эксплуатация сугубо городская, то, на мой взгляд, хватит и мотора 2.0. Но на обгонах с выездом на встречную полосу его однозначно будет мало.

По части опций советовать трудно. Что один человек считает обязательным, другой сочтет ненужным излишеством. И наоборот. Так что тут, кроме Вас самого, никто не скажет. Рекомендую записаться на тест-драйв перед покупкой. Что касается опций, то в городе небесполезной окажется мультимедиасистема со встроенным Яндекс.Навигатором и «пробочным» сервисом (я бы доплатил за эту опцию).

Добрый день. Я хотел бы приобрести новый автомобиль до 600 тыс. рублей. Основные требования: автомат, минимальная стоимость владения и высокая надежность. Проанализировал рынок — более всего подходят автомобили Ravon (R2, R4, Nexia), Datsun on-DO. Что бы Вы посоветовали? (Эдуард)

Кирилл Милешкин:

— Если рассматривать минимальную стоимость владения, то лучше остановиться на Гранте или Калине. От Датсуна их отличают только кузовные элементы. Будет дешевле и сама машина, и ее обслуживание.

В плюсах Ravon Nexia и R4 — более современный 6-ступенчатый автомат (на Ладах он 4-ступенчатый).

P.S. Редакция «За рулем» благодарит вас за проявленный интерес. Диалог с нашими экспертами будет продолжен.

Фото: Онлайн-редакция
Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (21)

Самые новые