Автомобили-самоделки из СССР: фанера и движок от Запорожца

В сараях и подвалах, где обитал советский автомобильный андеграунд, делали «на коленке» даже моторы.

Правда, те, советские умельцы, как писали некогда в учебниках, творили «в определенных исторических условиях». Но ведь именно они сделали в СССР едва ли не первую работоспособную гидропневматическую подвеску и даже вариатор, кузова с деталями из алюминия и двери гильотинного типа. На самодельных машинах впервые в Союзе использовали вклеенные стекла и независимые задние подвески. А какое было пиршество дизайна! Особенно на фоне однообразного и бесхитростного советского автопрома. И ведь делали всё это в сараях и подвалах, а иногда и в городских квартирах!

Фанерный рай

Истоки отечественного движения самодельщиков уходят в далекие дореволюционные времена. Уже в начале ХХ столетия «кустари-одиночки с мотором» пытались воплощать в жизнь мечты об автомобиле, пока еще совсем недоступном для каждого. Автомобильная самодеятельность существовала даже в совсем не сытые и не спокойные 1930‑е. А в 1950‑е начался бурный подъем.

Фанера, покрытая олифой или шпоном с казеиновым клеем, стала основным материалом и для самоделок 1950‑х годов. Для рамы или пространственного силового каркаса использовали всё, что могли найти: стальные уголки, швеллеры, обрезки водопроводных труб. Кстати, с точки зрения коррозии, такие машины были долговечны.

Подвески кроили с использованием мотоциклетных пружин, иногда – рессор, установленных поперечно. Двигатели брали от мотоциклов. С середины 1950‑х все чаще использовали узлы и агрегаты серпуховских мотоколясок, позже – первого Запорожца. Что во многом определило заднемоторную компоновку большинства ранних самоделок.

Поскольку движение самодельшиков ширилось, в 1959 году появился первый регламент, предписывающий, в частности, строить автомобили не длиннее 3500 мм, мощностью 20–25 л.с. на тонну массы. То есть, формально выше запорожского 27‑сильного двигателя «прыгнуть» было нельзя. Для получения номеров и, соответственно, допуска на дороги надо было представить машину комиссиям ДОАМ (Добровольное общество автомотолюбителей), которые, к слову, были в общем дружелюбны.

Купе Эльбрус‑1 1962 года сделали на Нальчикском авторемонтном заводе. Вероятно, это одна из первых самоделок с двигателем ГАЗ‑21.

Сколько же надо было труда, чтобы аккуратно сделать капот автомобиля 1964 года с символическим именем Труд из 57 (!) фрагментов собранного на свалке металла! Кроме того, на этом автомобиле стоял и самодельный трехцилиндровый мотор.

Работа не только над оригинальным кузовом, но и над «начинкой» стала тенденцией следующего – самого яркого этапа истории советского движения «самавто». В этот период умельцы освоили новый и очень удобный для автомобилей домашней выделки материал. О нем расскажем скоро — заходите чаще!

Подпишитесь на «За рулем» в