Сколько недоливают на наших АЗС: большая проверка — журнал За рулем

Сколько недоливают на наших АЗС: большая проверка

Проверки показали, что на 27 заправках из 100 даже переливают бензин — и это не шутка.

В июле Общероссийский народный фронт (ОНФ) совместно с АНО «Мониторинг АЗС» и ГК Montrans провел потребительский тест бензина АИ-92‑К5 (в просторечии 92‑го) на 100 АЗС в столичном регионе. Всего в Москве и Московской области чуть больше 1700 заправок, то есть в выборке участвовало около 6% всех АЗС, что весьма репрезентативно. Результаты — интересные.

Миф 1: обманывают и недоливают везде

Нет, не везде. Оказалось, что на 27 заправках из 100 даже переливают бензин — и это не шутка. Еще на 15 заправках наливают «тютелька в тютельку», то есть столько, сколько вы купили. Недолив же был зафиксирован на 58 АЗС.

Недолив недоливу рознь, в соответствии с ГОСТ Р 58404–2019 «Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации» класс точности ТРК (топливно-раздаточной колонки) должен быть не более 0,25. Это означает, что недолив топлива в пределах 0,25% от приобретенного вами объема считается допустимым. Допустимый недолив был зафиксирован на тринадцати АЗС. И на 45 АЗС недолив превысил разрешенный стандартом порог.

Недолив более 1% был зафиксирован на 29 АЗС из протестированных. Средний недолив топлива в ходе исследования составил всего 1,11%. Правда, максимальный недолив, зафиксированный на одной из заправок, неприятно удивил: 7,36%.

Вывод? Массового недолива топлива на АЗС Москвы и Московской области, который действительно был в девяностые годы и в начале двухтысячных, больше не наблюдается.

В октябре 2020 года в России начнет действовать новый ГОСТ на топливораздаточные колонки — для усиления контроля за действиями владельцев АЗС. Все ТРК должны будут оснащаться сертифицированными средствами защиты от несанкционированного доступа. Это касается не только программного обеспечения, но и самой конструкции ТРК, которая должна исключить возможность замены злоумышленниками узлов колонки или установки дополнительных устройств, не предусмотренных изготовителем. Конечно, будет переходный период, в течение которого АЗС смогут поменять или модернизировать оборудование для соответствия новому стандарту.

Миф 2: вместо бензина продают «ослиную мочу»

С бензином в Московском регионе за последние годы всё стало намного лучше (в других регионах ситуация может быть иной). К качеству 92‑го бензина претензий практически никаких. На 75 АЗС отпускаемый бензин полностью соответствовал потребительским характеристикам, указанным в чеке. Это означает, что октановое число действительно было близким к заявленным характеристикам. На 19 заправках октановое число было незначительно ниже, а на шести АЗС выше, чем указано в чеке.

Почему октановое число важно? Для современных двигателей, заточенных под экологию и экономичность, важнейшим параметром является ровное, без детонаций, сгорание топливной смеси. А на детонационную стойкость напрямую влияет октановое число: чем оно ниже, тем ниже допустимая степень сжатия, при которой воспламеняется бензин. И тем больше расход топлива и, соответственно, выбросы загрязняющих атмосферу веществ. Чем выше октановое число, тем выше допустимая степень сжатия, меньше расход и, соответственно, меньше загрязнения. Разумеется, двигатели рассчитываются и калибруются под определенный тип топлива, и нет смысла лить 100‑й бензин в автомобиль, рассчитанный на 92‑й, о чем мы не раз говорили.

Пикантность ситуации заключается в том, что на НПЗ после переработки нефти получается бензин с низким октановым числом. Например, прямогонный бензин имеет октановое число 66. На современных НПЗ есть установки каталитического крекинга — на выходе можно получить максимум 88‑й бензин. Поэтому до товарных характеристик ­бензин доводят с помощью добавок.

Раньше использовались металлосодержащие присадки, включая тетраэтилсвинец, но сейчас это запрещено. В качестве октаноповышающей добавки в России наиболее часто используются эфиры, например метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), но такая процедура смешивания сложна и на качество влияет человеческий фактор. Ведь МТБЭ дороже бензина. Ради экономии можно недолить — и тогда вместо 92‑го бензина получается 89‑й. Где-то могут перелить (и такое бывает), и вместо 92‑го вы зальете в бак 97‑й (это меньший грех, для мотора не страшно).

Радует, что большинство АЗС в Московском регионе следят за тем, что продают. Среднее октановое число по результатам отбора проб на 100 АЗС составило 91,13, что укладывается в государственные стандарты и не вредит современным двигателям.

***

Страна у нас большая. И то, что в Москве относительный порядок, не говорит о том, что везде так. Будем следить за происходящим на АЗС и информировать вас.

Автор: Петр Шкуматов

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Оцените материал
3:—6
Загрузка...