Тот самый грузовик «Черной кошки»: мини-тест ГАЗ-АА

Самая забавная черта автомобиля, прославившегося благодаря фильму «Место встречи изменить нельзя», — постоянное желание ехать туда, куда хочет он.

Такие хлебные фургоны работали в Москве до середины 1950-х, а в провинции и того дольше. Но машина, на которой довелось поездить нашему эксперту Сергею Канунникову, – особенная. Это именно тот фургон, на котором в фильме «Место встречи изменить нельзя» ездила банда «Черная кошка».

Жизнь этого ГАЗ-АА началась в 1938 году. Конструкция хлебного фургона со стальными стеллажами и сменными деревянными лотками тогда считалась прогрессивной. Дверцы грузового отсека запираются простеньким ключом. В кабине — топливомер, спидометр и амперметр, широкие напольные педали сцепления и тормоза и маленькая ножная кнопка — педаль газа.

Кабина тесная во всех измерениях

Сидишь вплотную к рулю, педали — очень высокие, а переключаться предстоит без синхронизаторов: их тут нет. Рычаг КП — с флажком, фиксирующим заднюю передачу. Пуск мотора сопровождается облаком черного дыма, который редеет по мере прогрева, но запах, да и вид машины все равно колоритные.

Из «удобств» в кабине лишь стеклоподъемники

Рабочий диапазон двигателя мощностью 40 л.с. настолько мал, что «попасть» в нужные обороты для легкого переключения не так уж и сложно. У нашего экземпляра нет передних тормозов, но их отсутствие вовсе не напрягает — машина стремительно замедляется при торможении двигателем.

Если вы считаете, что от автомобиля должно пахнуть автомобилем, то ГАЗ-АА – для вас

Самая забавная, но и требующая от шофера повышенного внимания черта ГАЗ-АА – постоянное желание ехать туда, куда он (фургон) хочет. Причем догадаться о намерениях автомобиля не всегда просто. А значит, надо быть начеку и вовремя подправлять траекторию большой четырехспицевой баранкой.

Полуторка с трудом набирает 40 км/ч. Процесс сопровождается ревом двигателя, подвыванием трансмиссии и притоком горячего воздуха из моторного отсека. Тем не менее такие машины верой и правдой служили на протяжении десятилетий, а отработав свой срок, оказывались на свалках возле автокомбинатов.

Но нашему фургону была уготована судьба кинозвезды, о которой впору снимать отдельный фильм...

Подробнее об этом автомобиле — в частности о том, как он попал на съемочную площадку, — читайте в сентябрьском номере журнала «За рулем» (уже в продаже).

  • Совсем другие, но не менее интересные автомобили часто оказывались у первых лиц СССР — в качестве подарков. Мы выяснили, где эти машины сейчас.

Подпишитесь на «За рулем» в