Перегорела лампа в фаре — замените за 72 часа, иначе лишитесь СТС — журнал За рулем

Перегорела лампа в фаре — замените за 72 часа, иначе лишитесь СТС

МВД предлагает ужесточить наказание за езду на неисправной машине. Если инициатива пройдет, инспекторы получат право выявлять неисправности прямо на дороге и приостанавливать эксплуатацию автомобиля. Как это будет (и будет ли вообще)? — разбираемся вместе с экспертами.

Cотрудники ДПС уже стали для водителей чуть ли не истиной в последней инстанции. Они могут остановить, когда им вздумается (всегда можно сказать, что для проверки документов), или выключать патрульный регистратор для «серьезного разговора». И все это им сходит с рук, ведь суды в спорных ситуациях обычно встают на сторону блюстителей порядка. Думаете, дальше расширять полномочия ГИБДД уже некуда? Ошибаетесь!

С чего все началось

МВД разработало законопроект о новых мерах контроля за неисправными автомобилями. По данным издательского дома «Коммерсантъ», выявив на дороге неисправность, инспектор может приостановить действие диагностической карты. К таким неисправностям относятся: неработающие тормоза, перегоревшие лампы фар или стоп-сигналов, резина не по сезону, незаконные изменения в конструкции автомобиля.
У водителя есть 72 часа, чтобы устранить причину правонарушения, пройти внеочередной техосмотр и оформить все документы. Иначе ГИБДД изымет свидетельство о регистрации (СТС). Поездка на такой машине чревата штрафом 500 рублей (статья 12.3 КоАП) и отправкой автомобиля на спецстоянку.

Предложение связано с очередной реформой техосмотра, намеченной на март 2021 года. За разъяснениями редакция «За рулем» обратилась в пресс-службу МВД, но пока комментарий мы не получили. Разбираемся сами, кому и для чего понадобилось «закручивать гайки» и как новый механизм будет работать.

8 «наивных» вопросов о законопроекте

Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»
Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»

1. Сейчас за езду на неисправной машине грозит, максимум, штраф 500 рублей (если поломка несерьезная). Почему нельзя оставить все как есть?

— Мне инициатива МВД напоминает борьбу за кусок пирога. До 2012 года процедура техосмотра находилась в ведении ГИБДД, а с вступлением в силу закона о техосмотре контроль перешел к РСА (Российскому союзу автостраховщиков, — Прим. ред.). Понятно, что у Госавтоинспекции есть желание вернуть под крыло и сам техосмотр, и деньги, которые он приносит.

2. За что сегодня у меня могут отнять СТС или диагностическую карту?

— В настоящий момент инспектор не может изъять диагностическую карту, тем более что она существует в электронном виде и возить ее с собой водитель не обязан. Теоретически карту можно аннулировать, если выяснится, что она была получена с нарушениями. Но прямо в законе это не прописано. Свидетельство о регистрации (СТС) сейчас могут также изъять, если оно является поддельным. Другой вариант — если водитель едет на автомобиле, снятом с учета в ГИБДД. Тогда документ считается недействительным и поэтому изымается.

3. Неисправные тормоза, незаконное переоборудование автомобиля… Как инспектор сможет определить такие вещи на глаз?

— Негорящие фары или стоп-сигналы можно увидеть. Но неисправности тормозной системы либо рулевого управления без специальных знаний и аппаратуры в полевых условиях определить невозможно. Да и нормальный водитель с такими неисправностями не поедет — он не самоубийца.

4. Получается, за перегоревшую фару наказать могут (ее видно), а неисправность тормозов надо еще доказать?

— Для наших инспекторов нет ничего невозможного. Например, представители одной компании, которая занимается вывозом мусора в Москве, рассказали историю. На их грузовиках блок управления АБС расположен внизу. И он часто выходит из строя, поскольку машины катаются по свалкам, где полно грязи. Система отключается, а на приборной панели загорается лампочка АБС. Инспекторы ГИБДД эти машины отлично знают и, останавливая водителя, просят включить зажигание. Естественно, после кратковременного теста все лампочки гаснут, кроме одной. Инспектор заявляет, что тормозная система неисправна: машина отправляется на спецстоянку. В Москве это стоит около 48 тысяч рублей. Поскольку машина неисправна, то забрать ее со штрафстоянки собственник может только при помощи грузового эвакуатора — а это еще около 50 тысяч рублей.

Я изучил автомобильные инструкции: в них сказано, что отключение АБС никак не связано с отключением тормозной системы, она при этом остается исправной. Однако ГИБДД это не интересует. И суды, зачастую, тоже в это не вникают, поэтому приравнивают отключение АБС к неработающим тормозам.

5. Чтобы устранить поломку, дается 72 часа. И придется заново проходить техосмотр. Ощущение, что нам пытаются навязать очередную «плату за воздух»...

— У меня не просто ощущение, а стопроцентная уверенность, что так оно и есть. Непонятно, где водители должны проходить техосмотр, к тому же ГИБДД планирует ограничить максимальную пропускную способность пунктов техосмотра. А теперь представим ситуацию. Инспектор останавливает на трассе водителя на фуре с товаром на 20 млн рублей и говорит: «Лампочка не горит — запрещаю дальнейшее движение. Вот адрес моего подразделения — до него 200 км. У вас есть три дня, чтобы поменять лампочку, пройти техосмотр, найти меня. Тогда я верну документы, и можете ехать дальше». Что будет делать дальнобойщик? Правильно: попробует договориться с инспектором.

6. На каком основании будут аннулировать диагностические карты? Что мне делать в этом случае?

— До 2014 года существовала такая мера, как запрет эксплуатации автомобиля со снятием регистрационных знаков, если он не прошел техосмотр. Номерные знаки у нарушителя изымались, и инспектор составлял протокол о запрете эксплуатации автомобиля. Очевидно, сейчас предполагается нечто подобное: будет составлен протокол о запрете эксплуатации из-за неработающих лампочки или стоп-сигналов. В этом случае водителю придется сначала искать сервис, где ему отремонтируют машину, а затем пункт ТО, численность которых в последние годы серьезно сократилась. Либо надо добровольно сдать СТС в ГИБДД с заявлением, что вы никаких действий по устранению поломки не предпринимали. Но так поступать, конечно же, никто не будет.

7. Диагностическую карту возобновят после появления в базе ГИБДД информации от оператора ТО, что автомобиль исправен. Ехать к инспекторам второй раз не надо?

— Видимо, предполагается, что инспектор на месте приостанавливает эксплуатацию ТС и дает 72 часа на устранение неисправности. За это время водитель проходит техосмотр, после чего оператор вносит в базу данные об устранении неисправности. Таким образом, повторно ехать в ГИБДД не надо.

Как система будет действовать — пока непонятно. Скорее всего, база будет регулярно виснуть, и я не уверен, что сведения об устранении неисправностей будут появляться в ней своевременно. Все мы знаем, как трудно бывает записаться на прием в ГИБДД через официальный сайт или портал «Госуслуг».

8. Ваш прогноз на прохождение закона?

— Понятно, что к техническому состоянию автомобиля и дорожной безопасности эта история не имеет отношения. Надеюсь, что законопроект будет отклонен Госдумой, потому что такое выявление неисправных автомобилей на дорогах — чистой воды коррупция.

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»

Мнение редакции

«Предложение МВД выглядит как попытка затравить водителей по поводу и без. Возьмем те же лампочки: норма за негорящую лампу ближнего света существует давно (500 рублей. — Прим. ред.), а „одноглазых“ машин на дорогах не счесть. Так штрафуйте, в чем проблема? Но просто штрафовать не интересно — гораздо интереснее кошмарить людей. Допустим, вы житель Петербурга и по дороге с моря где-то под Краснодаром инспекторы ловят вас с негорящей лампочкой и аннулируют диагностическую карту. Устранять последствия такого опасного деяния, как перегоревшая лампочка, скорее всего, придется по месту его совершения (точный порядок процедуры пока не известен. — Прим. ред.). Дальше картина маслом: во-первых, вам придется не домой ехать, а ночевать под Краснодаром — даже если в ближайшем магазине купите лампочку на замену перегоревшей. Во-вторых, надо будет быстренько найти пункт ТО, пройти техосмотр, обновить диагностическую карту и, лишь удовлетворив законные требования ГИБДД, продолжить свой путь.

А если вам все-таки разрешат проделать все эти процедуры в Питере, то на дорогу до дома уйдут сутки, а на бумажную волокиту останется лишь два дня. Рабочих или выходных — это уже никого не волнует. И почему на устранение неисправности дается именно 72 часа? Почему не за 24 часа нужно успеть пройти ТО и предъявить машину в ГИБДД? Боюсь, ответа мы не узнаем».

Прогноз на завтра — туман

Вряд ли законопроект примут в нынешнем виде. Скорее всего, будут дорабатывать: слишком суровые и порой нелогичные меры предлагается применять к водителям. Кроме того, предложенный порядок контроля за неисправными машинами — отличная почва для роста коррупции на разных уровнях. «В плюсе» окажутся все: руководство Госавтоинспекции, инспекторы «в полях», операторы ТО, автосервисы и даже магазины запчастей. В «минусе» только мы — автомобилисты. Впрочем, если вспомнить другие сравнительно свежие инициативы МВД (тот же запрет на б/у запчасти или идею внедрить новые алко- и наркотестеры), становится понятно, что интересы автомобилистов мало кого волнуют.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
29:—4
Загрузка...