Renault Duster в горах Киргизии: проверка для вариатора

Иссык-Куль, каньоны Ала-Тоо, живописные горные склоны курорта Каракол, охотничьи угодья... — все главные красоты Киргизии расположены вдали от асфальта. Без крепкой полноприводной машины до них попросту не добраться.

В прошлом году я проехал на Каптюре больше двух тысяч верст по трассе Р‑504 «Колыма» – морозы стояли под 50 градусов! А этой зимой отправился намного южнее – в Киргизию. И уже на Дастере.

В Киргизии у Renault есть официальный дистрибьютор, но результаты его деятельности не слишком заметны. За несколько дней я встретил авто­мобили Renault лишь пару раз — экзотика!

Все основные красоты в Киргизии – вдали от асфальта. Без крепкой полноприводной машины здесь никуда.

Заглянул на сайт местного продавца: стартовая цена 1 490 000 сом (1 сом = 1 рубль).

У нас Дастеры дороже: от 1 618 000 рублей. Хорошо оснащенные Дастеры 1.3 TCe 150 4×4 Style с механикой стоят 2 099 000 ₽, с вариатором – 2 229 000 ₽. Дизельный 1.5 dCi 4×4 в версии Style – 2 079 000 ₽. И это – рекомендованные цены.

Для путешествий подходит?

Положили в багажник пару рюкзаков и чемоданчиков – и места почти не осталось. Если ехать на недельку-другую, пришлось бы прикручивать багажник на крышу.


Второй ряд тоже не слишком гостеприимен: по-настоящему комфортно в дальнем путешествии только вдвоем – на передних сиденьях.


Пара небольших чемоданов и рюкзак заняли почти весь багажник. Потом мы добавили сюда спортивную сумку, и места совсем не осталось. А нас всего двое. Как ехать вчетвером?


Салон – сиротский. Отделка – есть, и ладно. Сиденья – на грани неудобства. Продольной регулировки руля с ничтожным диапазоном в 25 мм мне хватило впритык, а вот более рослому (185 см) коллеге – уже нет.


Экран медиасистемы огорчает толстыми рамками, мутной картинкой и долгими откликами на прикосновения: почти в любом «китайце» лучше.


Duster нравится другим – готовностью ехать по любой дороге. Шасси без остатка растворяет даже жуткие с виду ямы, а переход на электроусилитель избавил баранку от толчков и биений. Для местных дорог – то, что доктор прописал. Разбитый асфальт с глубокими ямами встречается даже в миллионном Бишкеке, а уж поодаль – это обычное дело.


Придорожные закусочные по сей день используют самовары. Воду в них нагревают углем.

Чем удивила Киргизия


Направляемся в сторону главной достопримечательности Киргизии – озера Иссык-Куль. Движение по трассе не очень интенсивное, хотя и сумбурное. Местные часто совершают хаотичные перестроения, поворотниками не пользуются. Расслабляться не стоит и потому, что камерами увешаны все столбы, а местные гаишники караулят добычу едва ли не в каждом поселке.



Коллега попался на превышении – ехал 83 км/ч вместо положенных 60. Ненаказуемый порог здесь 10 км/ч. А за +23 ему грозил штраф 3000 сом. Однако служивый без стеснения заявил, что без протокола сумму можно снизить на порядок. На том и порешили.


Вечером другие ребята жаловались, что их остановили для тестирования на алкогольное опьянение и пытались сунуть трубочку с незапечатанным мундштуком. После просьбы не заниматься ерундой и отправиться на медосвидетельствование служивые потеряли к ним интерес. На первый раз, если анализ подтверждает опьянение, выписывают штраф в 10 000 сом. На второй – лишение прав.


Много остановок сделано по индивидуальным проектам. Ну не прелестно ли?

Еще удивило, что здесь нет обязательного страхования – только добровольное. Все спорные ситуации принято решать на месте. Мы от такого практически отвыкли.


В Киргизии уже внедрили то, что у нас все только обсуждают, – продажу «блатных» номеров на аукционе. Высоким спросом пользуется буквенное сочетание ХАН. На данный момент самую большую цену (810 000 сом) заплатили за комбинацию 01 777 ZZZ. У нас на черном рынке есть номера намного дороже, но для Киргизии это запредельная цена.


Кто на чем и что почем

Дорогие автомобили тут встречаются не часто. За все дни я видел один Porsche 911, несколько свежих Крузаков и один Gelandewagen. Остальное – сильно потрепанная техника родом из 1990‑х. Много праворуких японских машин, а также старых Audi 80 и 100, Гольфов второго поколения и Пассатов В3. Китайских машин почти нет, хотя КНР под боком. Почему? Местные жалуются на трудности с поиском запчастей.


Баатыр Юрий на лихом скакуне. Это не пони, а осел – в Киргизии их широко используют в хозяйстве.

Наши машины встречаются редко – в основном, советские еще Жигули. А вот грузовиков из эпохи СССР немало: ЗИЛы и ГАЗы попадаются регулярно, почти все в хорошем состоянии. Но европейских грузовиков все-таки больше: особенно в чести подержанные Маны и Мерседесы. Они надежней и экономичней. К слову, автомобильное топливо импортируется из России. Цены чуть выше наших: АИ‑92 – 58,5 сом, АИ‑95 – 65 сом, ДТ – 59 сом.


Еще одна важная деталь – повсеместный переход на зимние шины, ведь снег и морозы под 20 градусов нередки. Все поголовно используют «фрикционки». А наши Дастеры – на шипах. Цоканье «гвоздей» не слишком ухудшило акустический комфорт – гул от дороги и силового агрегата в Дастере так велик, что шипы и не слышно.


Старинная традиция: перед свадьбой жених должен догнать невесту и поцеловать на скаку. Не у каждого получается!


На трассе очень понравилось сочетание турбомотора 1.3 с 6-ступенчатой механикой – всегда есть запас для быстрого обгона! Версия с тем же двигателем и вариатором чуть шумнее и менее расторопна: заметна пауза между нажатием на акселератор и получением ускорения. А дизельный Дастер – самый медленный и печальный. Обгоны на шоссе приходится просчитывать на полгода вперед.

Ледяная застава


А вот и его величество Иссык-Куль! Это озеро изумляет не только красотой и чистотой. Удивительно: располагается оно на высоте 1609 м, а вода в нем соленая! Наибольшая минерализация (5,9‰) наблюдается ближе к поверхности (поэтому озеро не замерзает зимой), а в глубине вода пресная. Максимальная глубина составляет 702 метра!


Вдоль северного берега тянутся многочисленные курортные городки, самый крупный из которых – Чолпон-Ата. Летом тут не протолкнуться: отдыхают не только местные, но и жители соседнего Казахстана. В сезон цены ого-го: номер с завтраком обойдется в среднем в 100 долларов.


Зимняя детская забава – катание на санках. Встаешь на коленки и отталкиваешься палками – детворе нравится. Коньки здесь не популярны.

Мы сворачиваем в сторону Григорьевского ущелья. Уходящая круто наверх вдоль скал узкая гравийная дорога фантастически красива. Вокруг густой хвойный лес, источающий невероятно приятный аромат.


Предстояло форсировать горную речушку Чен-Аксу, которую за три дня до этого спокойно проезжали. А сейчас всё замерзло, лед. Попробовали проехать, но провалились. Колеса на дне, лед цепляет за днище машины – ехать невозможно. Вытащили тросом и развернули колонну в обратном направлении – поедем в гостиницу по привычной дороге.


В сложных условиях бензиновый Duster c механикой мне нравится меньше, чем с вариатором – на нем сложнее дозировать тягу на первой и второй передаче. Ее то густо, то пусто. На версии с CVT таких проблем не было.



А с дизелем еще проще! Паровозная тяга на низах позволяет ехать почти не касаясь педали газа. И расход 7 л/100 км порадовал: бензиновые Дастеры берут на литр-полтора больше. С учетом того, что версия 1.5 dCi еще и стоит на 20 тысяч дешевле, становится совсем приятно – экономия греет душу. Но не тело!


Дизельная модификация откровенно холодная: уже при минус пяти приходилось ставить климат-контроль на максимум, активируя встроенный киловаттный электронагреватель – только после этого из дефлекторов начинает дуть теплый воздух. Делаешь на щелчок ниже (25,5°) – начинаешь мерзнуть. К слову, на бензиновых Дастерах «фен» начинает помогать топить салон уже при температуре +5 °C. С чем связана такая разница – непонятно.


Кроме того, дизельный Duster лишен части оборудования, доступного бензиновым версиям: круиз-контроля, системы программируемого запуска Renault Start, обогрева ветрового стекла и форсунок омывателя. Почему? В Renault говорят, что под это оборудование требуется более мощный генератор, который дороже и повлечет за собой дорогостоящие тесты и сертификацию. Овчинка выделки не стоит. С точки зрения покупателя звучит всё это весьма странно.




Впрочем, на форумах дастероводов опытные владельцы дизелей хвастаются установкой круиз-контроля (для этого требуется лишь блок кнопок на руле и перепрошивка электроники) – в специализированных мастерских за это берут 6000–8000 рублей.


Когда уже стемнело, вылез еще один недостаток, памятный по прежнему Дастеру: старорежимные галогенные фары светят чуть дальше бампера. Да и омывателя нет. Подсветка поворотов? Duster этому не обучен, хотя такое умеет даже Лада XRAY Cross.



А ПОГОВОРИТЬ?


В Киргизии сельское население преобладает над городским в соотношении 60 к 40. Согласно статистике, по-русски говорит больше половины жителей (у меня сложилось впечатление, что почти все). Причем чисто, без акцента. Подметил, что слова-паразиты и обсценная лексика тут мелькают реже, чем у нас.

Какую версию выбрать?


С утра берем курс на восток. В этой части держится самая холодная погода и раньше всего выпадает снег. В городке Каракол располагается самый известный в Киргизии горнолыжный курорт на 12 трасс. Перепад высот 3050–2300 м, кресельные подъемники. И цены по нашим меркам божеские: жилье от 1000 сом с завтраком, в 800–1300 обойдется ски-пасс, а за прокат инвентаря возьмут 400–1200 сом.


Заманчиво, но времени у нас в обрез – сворачиваем на южное побережье. Тут климат помягче, а дорога еще более живописна: я чуть шею не свернул, разглядывая потрясающие по своей красоте белоснежные горы.


Самый интересный объект – каньон Сказка, простирающийся вдоль хребта Терскей-Ала-Тоо (протяженность 375 км!). Когда-то это было дно внутреннего океана. А теперь осадочные породы обрели причудливые формы и не менее причудливый красный цвет. Неземные пейзажи!


Каньон «Сказка» полностью оправдывает свое название. Горы – с красным оттенком, как в Юте и Аризоне. Для полного сходства не хватает лишь индейцев.


Побродив вдоволь и наделав фотографий на год вперед, отправляемся в сторону Бишкека. Чтобы детально осмотреть все достопримечательности Киргизии, требуется не меньше недели.


Путешествовать здесь желательно на внедорожнике или крепком кроссовере. Duster – неплохой вариант. По проходимости он заткнет за пояс многих.


Главное – расставить приоритеты. Дизельная версия лучше подойдет для бездорожья. Но ждем от Renault изменения логики работы электрического догревателя печки – чтобы грел при любых настройках пульта.


Башня Бурана считается самой древней (XI век) сохранившейся постройкой Киргизии. Изначально это был минарет высотой 45 м, но при восстановлении объекта решили оставить сохранившуюся форму и высоту 24,6 м.


Бензиновая версия 1.3 МТ хороша на загородных магистралях, но в городе с механикой замучаешься. Поэтому мой выбор – 1.3 CVT. Это наиболее универсальная модификация Дастера. Шустрая, экономичная, прекрасно проявляющая себя как в городской сутолоке, так и вне асфальта. Как показывают практика и наши испытания «60 часов За рулем», вариатор Jatco вынослив, а значит, с ликвидностью на вторичке всё должно быть в порядке.

ШЕСТОЙ ФЛОТ

Мало кто знает, но на озере Иссык-Куль находится российская военно-морская база, которую неофициально называют нашим шестым флотом. Она небольшая, но выполняет очень важную функцию – здесь проводят испытания новейших образцов торпед и глубоководного водолазного снаряжения. На балансе базы находится с десяток катеров и кораблей, которые помимо военной функции помогают киргизским ученым исследовать дно озера.



Фото: Юрий Тимкин и Renault

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Renault Duster (25)

— Хороший автомобиль, советую брать.
Renault Duster  2014
/ срок владения: более 5 лет

Достоинства:

Высокая остаточная стоимость, продал в 2021 г. за цену по которой покупал в 2014 году.

Недостатки:

неудачное расположение Медиа системы, поэтому неудобно ей управлять в движении. Большой расход топлива при 2.0 л. и 4х4.

Комментарий:

Хотел брать новый Дастер-2, но из-за такого роста цен на него я пересел на Сандеро Степвей, экономичнее и соответствует моему бюджету

+18