Новая машина недорого? Такое возможно — мы проверили

В ближайших странах-соседях автомобили дешевле. Но не все и не всегда.

Несмотря на апрельскую стабилизацию рубля, цены на новые автомобили не вернулись к январским. Наблюдалось только локальное снижение – в некоторых салонах, на некоторые модели или на отдельные экземпляры. Машины по-прежнему в полтора-два раза дороже, чем в середине зимы, хотя и тогда дилеры ломили не по-детски.

В обозримом будущем дешевле не станет. График поставок нарушен, сборка работает с перебоями, причем по всему миру. Останавливали заводы практически все европейские, японские, американские, корейские и китайские марки. «Недовыпуск» машин в мировом масштабе исчисляется миллионами. И так останется надолго, а два немецких концерна прямым текстом заявили, что намерены поддерживать дефицит еще пару лет. Выгоднее выпускать меньше, а продавать дороже.

Где и как теперь покупать новые машины? Есть они хоть где-нибудь по разумным ценам?

Официальные каналы

Дилеры Лады завлекают вполне интересными предложениями. Так, Техинком и Торгмаш в начале мая заверяли, что Гранту можно купить за 728 тысяч, а Весту – за 1 млн 122 тысячи. Общение с менеджерами дает другие результаты: живых машин по этим ценам нет, есть одна Гранта за 850, при условии трейд-ин и кредита. Весту дешевле, чем за 1,5 млн, не найти.

Logan еще дороже – скорее всего, он будет в богатой комплектации и под два миллиона. Rio и Solaris – от двух с половиной. Creta – около четырех. О Спортейдже и Santa Fe лучше не думать.

Калининградский «Автотор» собирал корейские машины дольше всех, но в мае всё же ушел в корпоративный отпуск. Тульский завод Haval и приморский «Мазда Соллерс» – тоже. Правда, два последних утверждали, что затем продолжат работать в штатном режиме.

Тем не менее Mazda 6, CX‑5 и CX‑9 – есть в наличии! Заявленная цена на CX‑5 – 3–4 млн рублей, в зависимости от комплектации. Реальная цена – добавьте еще миллион-полтора, должно хватить.

Курс рубля на расценки совершенно не влияет. И не будет влиять, пока не стабилизируется производственный процесс на всех заводах.

Серая зона

Одна из форм работы серых дилеров – продажа остатков предыдущих лет выпуска. Можно найти, например, Kia Rio 2020 года. В заявленную цену «от 819 тысяч» не очень-то верится, но всё встает на свои места при упоминании трейд-ин «на очень выгодных условиях» и кредита.

За прошлогодний Renault Duster просят от 770 тысяч, тоже с трейд-ин и кредитом. Попытка забронировать машину, впрочем, не удалась: оказалось, что на данный момент в продаже есть только Kaptur с турбомотором 1.3 и вариатором – за 1,5 млн. Очевидно, что Duster – блеф, равно как и цена Каптюра.

Серые дилеры очень быстро меняют предложения, цены и условия продажи. Часто объявляют «ликвидацию склада» со значительным снижением цен – для заманивания покупателей. В любом случае надо читать малозаметные пояснения мелким шрифтом. Там можно узнать, что кредитная ставка 8% – при условии первого взноса от 20% стоимости, докупки допов на некую сумму и оформлении страховки в определенной компании. Иначе ставка будет уже 28% или 48% – парни не стесняются.

Покупка у серого дилера – множество рисков. Недаром в Сети так много объявлений «Купили машину у серого дилера? Помощь юриста!». Методов развода много – нередко продают машины со скрытыми дефектами или просто конфискуют внесенную «безвозвратную» предоплату. В конечном итоге вы никак не потратите меньше, чем у официалов. По нынешним схемам большинство машин серые дилеры добывают у тех же официалов – и торговать в убыток не станут.

Заграница нам поможет?

На некоторых этапах сначала пандемийных, а затем санкционных потрясений интересной стала покупка новых машин в соседних странах ЕАЭС. Так, в прошлом году в салонах Беларуси многие модели продавали значительно дешевле, чем у нас. А в этом году в марте-апреле очень выгоден был Казахстан: те же модели стоили там на 10–30% дешевле.

Схоже отработала Армения. Но там выгодными по цене оказались только премиальные марки: BMW, Audi, Volvo, Mercedes-Benz, поступающие в салоны напрямую из Европы. Более простые машины в большинстве попадают к армянским дилерам с российских заводов – а они, как мы знаем, стоят.

Вовсе не значит, что всем сию минуту надо лететь в Казахстан. Ситуация молниеносно меняется. К маю казахстанские дилеры логично отреагировали на повышение спроса со стороны россиян – подняли цены. Кроме того, в салонах образовался почти такой же дефицит товара, как и у нас, – по крайней мере, среди недорогих марок.

Все нюансы покупки автомобиля в Казахстане рассмотрены тут.

Рыночно-ценовую ситуацию применительно к Беларуси и Казахстану имеет смысл постоянно отслеживать. Вполне может снова настать момент, когда предложение отреагирует на снижение спроса – и удастся выгадать 300–500 тысяч рублей.
О состоянии рынка и ожидаемом уровне цен можно судить по числу груженых иномарками автовозов на больших магистралях – они практически исчезли.

Оперативный прогноз

Аналитики рынка почему-то сходятся во мнении, что в ближайшие два-три месяца российские цены на новые автомобили немного снизятся. Это могло бы случиться при условии, что летом все прикрывшиеся заводы пустят заново. Однако предпосылок к этому нет. Если даже и запустят, то работать будут хаотично, с перерывами и простоями. Дело уже не только в нехватке электронных компонентов, но вообще в глобальном нарушении поставок всего отовсюду.

Соответственно, дилеры продолжат манипулировать ценами в произвольном диапазоне, нащупывая точную границу платежеспособного спроса. И будут выламывать нам руки допами, трейд-ином, страховками и кредитами. Когда всё это кончится – непонятно. Наиболее вероятно, что дефицит и дороговизна сохранятся на много лет. Отсюда совет: берегите машины, которые у вас есть, и не спешите с ними расставаться.

Фото: depositphotos.com

Подпишитесь на «За рулем» в