Первое знакомство с Жигулями – как проводили лонг-тесты 50 лет назад

Первый такой лонг-тест (как сейчас бы выразились) состоялся в 1971 году. Испытатели «За рулем» вместе познакомились с новинкой - ВАЗ-2101 «Жигули».

Продолжаем цикл материалов, посвященный 95-летию журнала «За рулем».

С первого номера 1971 года «За рулем» знакомил читателей с первенцем волжского автомобильного – ВАЗ-2101. В журнале завели соответствующую рубрику и в каждом номере описывали основные узлы и агрегаты новинки.

Полноценный отчет о тесте 2101 из первой партии (номер двигателя 0000067, шасси 000124), полученного редакцией на длительные испытания, дали только в 10-м и 11-м номерах журнала за 1971 год.

Статьи назвали бесхитростно и в лоб: «Первое знакомство с «Жигулями»».

Этой фотографией ТАСС с главного конвейера ВАЗ открывался 1-й номер 1971 года. Гигантский завод построили и запустили в рекордные сроки – меньше, чем за 4 года.

Как выбирали

Авторам Александру Бродскому и Борису Синельникову предложили выбрать любой из множества автомобилей, стоявших в экспериментальном цехе Волжского автозавода.

Взяли белый, уже слегка подрастерявший первозданный лоск седан с номерами 00-47 «Проба». Он приглянулся… пробегом в 24 935 километров. То есть мог показать, как будет работать в «среднем возрасте», после двух-трех лет эксплуатации.

«И еще, конечно, чтобы не было разговоров о специально собранном и подготовленном для журнала автомобиле, о том, что конечно, с ним ничего не случится, в вы бы взяли рядовой». Вот и взяли рядовой и даже не новый.

Уже в период подготовки первой публикации о редакционных испытаниях ВАЗ-2101 журналисты проехали на автомобиле 15 000 км и досконально изучили конструкцию.

Первые впечатления

Журналисты называют Жигули обрубленными, простыми по форме, «глазу не за что зацепиться». И признаются, что вначале «архитектура «Жигулей» им даже как-то не понравилась».

Правда, вслед за тем авторы восторгаются и объемом багажного отсека (0,385 м3 – больше, чем у Фольксвагена-1200 и Рено-8), и его компоновкой.

Восхищаются простором салона и его удобством. Когда речь заходит о передних сиденьях, не могут обойтись без восклицательного знака – так им нравятся и форма, и диапазон регулировок!

Долго описывают расположение агрегатов под капотом. Их приятно удивляют полупрозрачные емкости для технических жидкостей, а расширительный бачок называют новинкой. Ведь тогда водители заливали охлаждающую жидкость (воду!) прямо в радиаторы.

В интерьере ВАЗ-2101 журналистам «За рулем» нравится все, за исключением педали акселератора, стоявшей «слишком вертикально». Позже, на моделях ВАЗ-21011 и 21013, завод заменит напольную педаль подвесной.

В салоне жарко?

Машину забирали в двадцатиградусный мороз. Изумлялись эффективности отопителя: «В машине тепло. Все стекла чистые, даже заднее. Поток нагретого воздуха из дефростеров надежно предохраняет их от обмерзания. Через 10-15 минут после выезда снимаем пальто, перчатки и шапки. Но даже в свитере жарко, приходится наполовину уменьшать подачу жидкости в отопитель».

Но особенно впечатляет зарулевцев легкий пуск двигателя в мороз. После ночевки в придорожной гостинице соседи-водители гремели ведрами с горячей водой и шипели паяльными лампами, прогревая коллекторы и поддоны двигателей, а то и пытались провернуть застывший на 22-градусном морозе коленвал «кривым стартером».

Зарулевцы просто сели в Жигули, вытянули манетку пускового устройства карбюратора, выжали педаль сцепления и повернули ключ в замке зажигания. «Двигатель «схватил» сразу и заработал устойчиво, без провалов». Так что «пусковые качества выделяют ВАЗ-2101 среди других машин».

Как на ходу?

Все познается в сравнении. Читая сейчас эти статьи, сочувствуешь коллегам из прошлого: на чем же им, бедным, приходилось ездить, если они пишут о ВАЗ-2101 так: «Автомобиль легок на ходу, послушно и четко реагирует на «газ» и руль, быстро набирает скорость при обгонах. Мощный для своего класса двигатель будто не чувствует подъемов, позволяет держать стрелку спидометра все время около цифры 100. Кстати, на «Жигулях» трудно оценить фактическую скорость, не глядя на приборы. Очень плавный ход и ровная работа мотора создают иллюзию 60-70 км/час, когда на самом деле вы едете уже «за девяносто». Водителям, особенно начинающим, стоит это учесть».

Вас это удивляет? В последних двух абзацах первой статьи авторы говорят, что в машине нет даже радиоприемника, «но, право, мы от этого ничего не потеряли. Присоединяемся к довольно значительной группе автолюбителей, считающих радио в автомобиле полезным и приятным дополнением к оборудованию только при дальних путешествиях, но не для городской езды». Да, люди были не избалованные. Разумеется, Жигули казались им верхом совершенства.

Во второй статье о редакционных испытаниях ВАЗ-2101 меньше эмоций, больше эксплуатационных характеристик автомобиля – хотя и здесь авторы в основном хвалят ВАЗ.

Второе «первое знакомство»

Вторую статью о длительном тесте Жигулей хочется цитировать целиком. И передачи в Жигулях включаются буквально одним пальцем. И разворачиваться на этой машине в тесных переулках намного легче, чем на Волге или даже Запорожце. И тормоза заслуживают высокой оценки.

Самое удивительное, что журналисты ничуть не преувеличивали, автомобиль для того времени был действительно передовым.

Передние дисковые тормоза – новинку отечественного автомобилестроения – журналисты призывали по возможности быстрее распространить на другие марки отечественных легковых машин. По мнению зарулевцев, они даже не требуют применения сложного и дорогого гидровакуумного усилителя, необходимого Москвичу-412 и Волге ГАЗ-24.

А вот регулировка колодок в задних тормозных барабанах Жигулей специалистам «За рулем» не нравится. Вместо них они предлагают автоматическую регулировку, как у АЗЛК, ГАЗа или ЗАЗа.

Динамические характеристики редакционных Жигулей проверяли на полигоне НАМИ. Кстати, мы до сих пор там тестируем автомобили.

А сколько расходует?

Сейчас можно часто слышать, что на первых Жигулях стояли якобы итальянские двигатели. Это опровергают сами зарулевцы 1971 года: «И мотор и карбюратор «Жигулей» уже давно полностью отечественного производства. Такие были и у нас, хотя номер двигателя – 0000067».

Большое внимание авторы уделяли топливной экономичности (это было важно даже тогда). Они отмечают, что расход бензина на шоссе составляет 8 л/100 км пути, в городе при «резкой» езде – 10,2 л, при спокойной – 8,5 л.

Кстати, примерно столько же потребляют Жигули, которые сегодня бегают по нашим дорогам. Конечно, при условии исправного двигателя и хорошо отрегулированных систем зажигания и подачи топлива.

В «За рулем» о тольяттинской новинке можно было найти любую информацию. Только на одной полосе в 11-м номере за 1971 год приведены и размеры салона, и толщины кузовных панелей!

Измеряем динамику

Для 1971 года ВАЗ-2101 казался быстрым. «Динамика – способность к разгону – у «Жигулей» очень высока» – и это при том, что тестовая машина прошла к тому времени уже 36 000 км.

Испытатели «За рулем» замерили, что до 80 км/ч ВАЗ-2101 разгоняется за 13 секунд, до 100 км/ч – за 19,85 секунды, развивает максимальную скорость 140,9 км/ч. И способен устойчиво тянуть на прямой передаче на 45 км/ч.

Вывод: «Из отечественных массовых легковых автомобилей с ВАЗом успешно состязается в разгоне лишь «Москвич-412». Остальные отстают».

Конечно, по современным меркам это смешно. Но ведь даже самый желанный советский автомобиль ГАЗ-24 «Волга» разгонялся до 100 км/ч за 19 секунд в лучшем случае и развивал только 147 км/ч – и то по заводским (полученным в идеальных условиях) данным.

На плохих дорогах

По проходимости Жигули тоже сравнивали с Москвичом-412. Вердикт: «Практически не уступают».

При этом журналисты отмечали, что прошли по грунтовым дорогам, булыжнику, лесу несколько сотен километров.

Но настоящих внедорожных испытаний не проводили.

Но и на основании этого написали, что «на нашей машине были заводские пластины, такие, как были рекомендованы в июльском номере «За рулем». Они позволили не бояться возможных ударов снизу. Это весьма эффективное защитное средство, безусловно, надо производить и широко распространять».

Сегодня мы знаем эти «пластины» как защиту картера – полезная штука для наших условий.

Лонг-тесты длиною полвека

Первые долгосрочные испытания стали фундаментом для следующих длительных тестов «За рулем». Сколько их прошло с тех пор - уже не сосчитать.

И они проводятся и сегодня. И это – очень интересные испытания, которые позволяют узнать автомобиль со всех сторон. Или, как образно выражался один из наших испытателей: «вывернуть его мехом наружу».

Что ж, пожалуй, так оно и есть!


Подпишитесь на «За рулем» в