Сравнение аккумуляторов: «стандарт» против «премиума»

на правах рекламы
Курский аккумуляторный завод (ГК «КАЗ») входит в число крупнейших производителей стартерных аккумуляторных батарей в России.

Предприятие выпускает 12- и 24-вольтные автомобильные АКБ европейского типоразмера, номинальной емкостью от 45 до 225 А·ч, а также мотоциклетные батареи и аккумуляторы специального назначения. Для потребительского рынка аккумуляторов предприятие производит аккумуляторы трех классов: премиум, стандарт, эконом. Аккумуляторы различных классов отличаются конструкцией, напрямую влияющей на разрядные характеристики.

Ранее мы уже рассказывали о проверке фактических характеристик аккумуляторных батарей марок Forse (класс «премиум») и Dominator (класс «стандарт») в лабораторных условиях. Теперь, благодаря этим испытаниям мы можем наглядно показать, в чем отличия аккумуляторов этих двух классов.

Лабораторные испытания проходили аккумуляторные батареи марки Forse (емкость 60 А·ч, габаритные размеры 242х175х175 мм) и марки Dominator (емкость 60 А·ч, габаритные размеры 242х175х190 мм). Масса батарей – 14,392 кг и 14,384 кг соответственно.

Номинальная емкость

Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое АКБ способна отдать во внешнюю электрическую цепь при 20-часовом режиме разряда.

Несмотря на то, что у обеих аккумуляторных батарей на этикетках указана одинаковая номинальная емкость, тесты показали, что их фактическая емкость отличается. Время разряда аккумулятора Forse составило 20 часов 49 минут. Рассчитанная фактическая емкость – 62,45 А·ч – превысила заявленную. При проверке фактической емкости Dominator время разряда составило чуть более 20 часов, то есть фактическая емкость равна заявленной – 60 А·ч.


Ток холодной прокрутки при -18°C

Наиболее тяжелым режимом работы для автомобильной аккумуляторной батареи является режим стартерного разряда при холодном пуске двигателя. Согласно стандартам (ГОСТ и EN), ток холодной прокрутки определяется при температуре электролита минус 18°C или минус 30°C.

Испытание током холодной прокрутки проводилось по методике европейского стандарта EN50342-1, которая идентична с вариантом 1 методики ГОСТ Р 53165 – 2020. Охлажденная батарея разряжалась в течение 10 секунд током, указанным на этикетке изделия. Напряжение при этом не должно упасть ниже 7,5 Вольт, а общая продолжительность разряда до 6,0 В должна составлять не менее 90 сек.

В связи с различными значениями тока холодной прокрутки, сравнение батарей выполнялось по мощности, которой они обладают через 10 сек разряда током холодной прокрутки. Данный этап испытаний присутствует как в EN50342-1, так и в ГОСТ Р 53165 – 2020. Для учета влияния массы АКБ на их мощность определялась удельная мощность относительно 1 кг массы батареи.

Марка АКБ

Ток холодной прокрутки при -18°C, А

Напряжение через 10 сек разряда, В

Мощность АКБ через 10 сек разряда, Вт

Удельная мощность АКБ через 10 сек разряда, Вт/кг

Forse

640

7.74

4954

344

Dominator

600

7.70

4620

321

Таблица 1. Технические характеристики батарей при -18°C

При температуре -18°C мощность АКБ Forse оказалась более чем на 7% выше. Это свидетельствует о более эффективном использовании активных материалов при разряде.


Ток холодной прокрутки при - 30°C

Эту проверку проводят только для батарей, предназначенных для эксплуатации в холодных климатических условиях. Методика аналогична испытаниям по ГОСТ при -18°C, но температура в климатической камере должна быть минус 29 ± 1°C, а величина тока, которым разряжается батарея, устанавливается изготовителем. Для аккумуляторной батареи Forse была задана сила тока разряда 533 Ампера, для Dominator – 400 Ампер.

Марка АКБ

Ток холодной прокрутки при -30°C, А

Напряжение через 10 сек разряда, В

Мощность АКБ через 10 сек разряда, Вт

Удельная мощность АКБ через 10 сек разряда, Вт/кг

Forse

533

7,70

4104

285

Dominator

400

7,90

3160

220

Таблица 2. Технические характеристики батарей при -30°C

С понижением температуры до -30°C, когда диффузионные процессы замедляются, преимущество батареи Forse становится более заметным. Мощность премиальной батареи более чем на 29% выше.

В чем секрет?

Почему преимущество батарей Forse растет по мере снижения температуры? Из-за различий в количестве и геометрических размерах электродов в блоке, испытанная аккумуляторная батарея Forse при напряжении 12,85 В и температуре 21°C имеет внутреннее сопротивление 4,18 мОм, что почти на 5% ниже в сравнении с Dominator при аналогичных условиях. При низких температурах разница во внутреннем сопротивлении еще больше возрастает.

В аккумуляторах марки Forse при отрицательных температурах внутреннее сопротивление ниже по двум причинам:

1. Активная масса и электролит содержат специальные добавки, обеспечивающие достаточно высокую электропроводность даже в разряженном состоянии, когда активная масса содержит соизмеримые количества сульфатов свинца, а обычный электролит теряет электропроводность. Чем ниже температура электролита, тем ощутимее этот эффект.

2. У аккумуляторной батареи Forse электроды имеют другие геометрические размеры и, соответственно, высоту корпуса - 175 мм, а количество электродов в блоке увеличено.

Разница в классе

В обеих аккумуляторных батареях применяются электроды просечного-растяжного типа на основе Pb-Ca-Sn сплавов. Ключевое отличие – в количестве электродов, их размере, химическом составе активной массы и электролита. В состав электродного материала и электролита аккумуляторных батарей Forse класса «премиум» входят вспомогательные добавки, обеспечивающие им повышенные надежность и эксплуатационные характеристики.

Подведем итог. Аккумуляторные батареи класса «премиум» разработаны для современных автомобилей с мощным двигателем (в том числе дизельным), оснащенных большим количеством электрооборудования. Они отличаются существенно увеличенными токовыми характеристиками, повышенной устойчивостью к глубокому разряду, увеличенным сроком службы и имеют значительный запас емкости.

Батареи класса «стандарт» можно отнести к золотой середине. Выбирая этот класс, потребитель получает мощный и надежный аккумулятор с увеличенными пусковыми токами, отвечающий всем современным требованиям автопроизводителей.

Реклама/ООО «Норгус»/ИНН 7726369009/erid 4CQwVszH9pSXrDxT5wm

Подпишитесь на «За рулем» в