Сравнение аккумуляторов: «стандарт» против «премиума»
Предприятие выпускает 12- и 24-вольтные автомобильные АКБ европейского типоразмера, номинальной емкостью от 45 до 225 А·ч, а также мотоциклетные батареи и аккумуляторы специального назначения. Для потребительского рынка аккумуляторов предприятие производит аккумуляторы трех классов: премиум, стандарт, эконом. Аккумуляторы различных классов отличаются конструкцией, напрямую влияющей на разрядные характеристики.
Ранее мы уже рассказывали о проверке фактических характеристик аккумуляторных батарей марок Forse (класс «премиум») и Dominator (класс «стандарт») в лабораторных условиях. Теперь, благодаря этим испытаниям мы можем наглядно показать, в чем отличия аккумуляторов этих двух классов.
Лабораторные испытания проходили аккумуляторные батареи марки Forse (емкость 60 А·ч, габаритные размеры 242х175х175 мм) и марки Dominator (емкость 60 А·ч, габаритные размеры 242х175х190 мм). Масса батарей – 14,392 кг и 14,384 кг соответственно.
Номинальная емкость
Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое АКБ способна отдать во внешнюю электрическую цепь при 20-часовом режиме разряда.
Несмотря на то, что у обеих аккумуляторных батарей на этикетках указана одинаковая номинальная емкость, тесты показали, что их фактическая емкость отличается. Время разряда аккумулятора Forse составило 20 часов 49 минут. Рассчитанная фактическая емкость – 62,45 А·ч – превысила заявленную. При проверке фактической емкости Dominator время разряда составило чуть более 20 часов, то есть фактическая емкость равна заявленной – 60 А·ч.
Ток холодной прокрутки при -18°C
Наиболее тяжелым режимом работы для автомобильной аккумуляторной батареи является режим стартерного разряда при холодном пуске двигателя. Согласно стандартам (ГОСТ и EN), ток холодной прокрутки определяется при температуре электролита минус 18°C или минус 30°C.
Испытание током холодной прокрутки проводилось по методике европейского стандарта EN50342-1, которая идентична с вариантом 1 методики ГОСТ Р 53165 – 2020. Охлажденная батарея разряжалась в течение 10 секунд током, указанным на этикетке изделия. Напряжение при этом не должно упасть ниже 7,5 Вольт, а общая продолжительность разряда до 6,0 В должна составлять не менее 90 сек.
В связи с различными значениями тока холодной прокрутки, сравнение батарей выполнялось по мощности, которой они обладают через 10 сек разряда током холодной прокрутки. Данный этап испытаний присутствует как в EN50342-1, так и в ГОСТ Р 53165 – 2020. Для учета влияния массы АКБ на их мощность определялась удельная мощность относительно 1 кг массы батареи.
Марка АКБ | Ток холодной прокрутки при -18°C, А | Напряжение через 10 сек разряда, В | Мощность АКБ через 10 сек разряда, Вт | Удельная мощность АКБ через 10 сек разряда, Вт/кг |
Forse | 640 | 7.74 | 4954 | 344 |
Dominator | 600 | 7.70 | 4620 | 321 |
Таблица 1. Технические характеристики батарей при -18°C
При температуре -18°C мощность АКБ Forse оказалась более чем на 7% выше. Это свидетельствует о более эффективном использовании активных материалов при разряде.
Ток холодной прокрутки при - 30°C
Эту проверку проводят только для батарей, предназначенных для эксплуатации в холодных климатических условиях. Методика аналогична испытаниям по ГОСТ при -18°C, но температура в климатической камере должна быть минус 29 ± 1°C, а величина тока, которым разряжается батарея, устанавливается изготовителем. Для аккумуляторной батареи Forse была задана сила тока разряда 533 Ампера, для Dominator – 400 Ампер.
Марка АКБ | Ток холодной прокрутки при -30°C, А | Напряжение через 10 сек разряда, В | Мощность АКБ через 10 сек разряда, Вт | Удельная мощность АКБ через 10 сек разряда, Вт/кг |
Forse | 533 | 7,70 | 4104 | 285 |
Dominator | 400 | 7,90 | 3160 | 220 |
Таблица 2. Технические характеристики батарей при -30°C
С понижением температуры до -30°C, когда диффузионные процессы замедляются, преимущество батареи Forse становится более заметным. Мощность премиальной батареи более чем на 29% выше.
В чем секрет?
Почему преимущество батарей Forse растет по мере снижения температуры? Из-за различий в количестве и геометрических размерах электродов в блоке, испытанная аккумуляторная батарея Forse при напряжении 12,85 В и температуре 21°C имеет внутреннее сопротивление 4,18 мОм, что почти на 5% ниже в сравнении с Dominator при аналогичных условиях. При низких температурах разница во внутреннем сопротивлении еще больше возрастает.
В аккумуляторах марки Forse при отрицательных температурах внутреннее сопротивление ниже по двум причинам:
1. Активная масса и электролит содержат специальные добавки, обеспечивающие достаточно высокую электропроводность даже в разряженном состоянии, когда активная масса содержит соизмеримые количества сульфатов свинца, а обычный электролит теряет электропроводность. Чем ниже температура электролита, тем ощутимее этот эффект.
2. У аккумуляторной батареи Forse электроды имеют другие геометрические размеры и, соответственно, высоту корпуса - 175 мм, а количество электродов в блоке увеличено.
Разница в классе
В обеих аккумуляторных батареях применяются электроды просечного-растяжного типа на основе Pb-Ca-Sn сплавов. Ключевое отличие – в количестве электродов, их размере, химическом составе активной массы и электролита. В состав электродного материала и электролита аккумуляторных батарей Forse класса «премиум» входят вспомогательные добавки, обеспечивающие им повышенные надежность и эксплуатационные характеристики.
Подведем итог. Аккумуляторные батареи класса «премиум» разработаны для современных автомобилей с мощным двигателем (в том числе дизельным), оснащенных большим количеством электрооборудования. Они отличаются существенно увеличенными токовыми характеристиками, повышенной устойчивостью к глубокому разряду, увеличенным сроком службы и имеют значительный запас емкости.
Батареи класса «стандарт» можно отнести к золотой середине. Выбирая этот класс, потребитель получает мощный и надежный аккумулятор с увеличенными пусковыми токами, отвечающий всем современным требованиям автопроизводителей.
Реклама/ООО «Норгус»/ИНН 7726369009/erid 4CQwVszH9pSXrDxT5wm