Последний московский грузовик – заглянули в его родословную

Эксперт «За рулем»: ЗИЛ‑5301 Бычок – сочетание противоречий

В конце 1980‑х годов бензиновый, прожорливый, консервативной конструкции грузовик ЗИЛ‑4331 категорически устарел. Он был прямым наследником легендарного «сто тридцатого», но время таких машин уже прошло. В новых экономических условиях спрос на подобные грузовики стремительно падал.

На заводе срочно стали создавать новую машину – поменьше, грузоподъемностью 3000 кг. Грузовиков такого класса в стране в то время не выпускали.

Машину делали предельно быстро (первые образцы собрали в 1992 году, а первые товарные автомобили выпустили уже в конце 1994‑го), дешево, а потому с максимальным использованием имевшихся на тот момент серийных узлов и агрегатов.

В результате автомобиль получился очень своеобразным.

Базовый ЗИЛ‑5301 имел грузоподъемность 3000 кг при снаряженной массе 3725 кг. Помимо стандартного бортового грузовика с колесной базой 3650 мм, создали шасси для фургонов и автобусов, а позднее – и шасси с удлиненной (4250 мм) и укороченной (3245 мм) базами.
Второй опытный вариант Бычка с индексом ЗИЛ‑3301М сделали на шасси Renault JK75 со 125‑сильным двигателем. Этот опытный образец носил также индекс ЗИЛ‑7.125 – полная масса 7000 кг, мощность 125 л. с. Но серийный Бычок не имел с французской машиной ничего общего.
ЗИЛ‑5301 получил кабину оригинального дизайна, не имеющего отношения к зарубежным аналогам. Ранние Бычки оснащали круглыми фарами.
В основе кабины Бычка лежала кабина ЗИЛ‑4331. Завод имел современное оборудование для ее производства. Именно поэтому приняли решение о такой унификации.
Товарные грузовики ЗИЛ‑5301 Бычок выпускали с конца 1994 года. Машина отличалась от прототипов слегка иным передком и прямоугольными фарами.
Бычок вместе с кабиной получил переднюю панель и комбинацию приборов, аналогичные тем, что ставили на ЗИЛ‑4331.

Сопротивление материалов

ЗИЛ‑5301 – компромиссная конструкция, созданная, по сути, из того, что можно было собрать максимально быстро и дешево. Автомобиль получился шумный, водители жаловались на вибрации и неудачное сочетание характеристик двигателя и коробки передач, на быструю и интенсивную коррозию, но главное – на очень низкое качество изготовления комплектующих и отвратительную сборку.

Спрос на Бычки был низким, в лучшие для модели годы производство едва достигало 20 тысяч машин. В Москве автомобили делали до 2013 года, в Саратовской области – до 2014‑го.

  • Самый крутой автомобиль СССР тоже сделали на ЗИЛе: подробности вы найдете тут

Нужен кредит на покупку авто?

• Новые правила Центробанка
• Анализ рынка + прогноз
• Обзор выгодных кредитных программ в октябре 2024 г.

ПОДОБРАТЬ ВЫГОДНЫЙ АВТОКРЕДИТ

Подпишитесь на «За рулем» в