Сто грамм для храбрости

СТО ГРАММ ДЛЯ ХРАБРОСТИ

ТЕХНИКА

/МОТОР

СТО ГРАММ ДЛЯ ХРАБРОСТИ

...ДОБАВЛЯЮТ К РАБОЧЕМУ ОБЪЕМУ ВАЗОВСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ / ВЯЧЕСЛАВ МЕШКОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗА

В свое время мне довелось работать с первой удлиненной «Нивой» с тогда еще новым мотором 21213. Увеличение объема на 100 «кубиков» почти не прибавило мощности и «максималки», зато крутящий момент — это да! Заметно потяжелевшая машина стала шустрее и динамичнее коротких родственниц с «шестерочным» мотором. Но как-то в одной из светофорных гонок попалась настырная «Нива». Ее водитель несколько стартов подряд безуспешно пытался хотя бы удержаться у меня «на хвосте» и догнал-таки на стоянке НТЦ. Оказалось, за рулем был финн, работающий на строительстве нашего полигона и немного говорящий по-русски.

«Один и семь литра — не понимаю, 1700 „кубиков“ — не понимаю...»

Как же ему объяснить? И тут меня осенило: сто граммов разницы! (он-то был на обычной «Ниве» с мотором 1,6).

«Сто граммов — не понимаю...»

«Ну, полстакана!»

«О, полстакана, — понимаю, — обрадованно закивал финн. И такая разница!»

Дело было, конечно, не только в ста граммах, но и в измененной камере сгорания, и во многом другом. Но все-таки различие в ездовых свойствах было гораздо больше, чем на полстакана.

Вот и сегодня, когда нынешние полуторалитровые впрысковые моторы 2111 и 2112 исчерпали свои резервы, их решили слегка раздать в объеме. Да чтобы прибавка пошла на увеличение не мощности, а крутящего момента. Ведь установленные на «десятке» супермощный генератор, кондиционер «съедают» все больше, а колесам оставляют все меньше...

Объем увеличивали понемногу: сначала на «соточку», превратив эти моторы в 1600-кубовые VAZ 21114 и VAZ 21124 — за счет роста блока в высоту на 2,3 мм, новых коленвала и шатунов. Замену на заводской линии планируют на 2003 год. Позже эти двигатели в исполнении 11183 и 11193 (регулируемые впускной тракт и фазы газораспределения) будут ставить и на «Калину». Расчет на то, чтобы увеличить крутящий момент и улучшить характеристику его протекания. А в дальней перспективе — двухлитровый мотор 21203 с ходом поршня 94 мм. Сейчас он в стадии доводки.

Но конвейер — дело хлопотное. Пока суд да дело, выпуск двигателей увеличенного рабочего объема освоило опытно-промышленное производство. Для переднеприводных машин — VAZ 21084 рабочим объемом 1,6 л, а для мини-вэна 2120 и различных модификаций удлиненных «нив» — 1,8-литровый ВАЗ-2130. Задача этих доработок та же — в первую очередь улучшить моментные характеристики.

«Восемьдесят четвертый» отличается от базового полуторалитрового более высоким (на 1,9 мм) блоком цилиндров и оригинальным коленчатым валом с ходом поршня 74,8 мм. Рабочий объем — 1580 смз. Все остальное «железо» — стандартное от VAZ 21083. Этот мотор выпускают только с карбюратором, у которого, естественно, своя настройка.

У мотора «один и восемь» на самом деле рабочий объем 1774 смз. Достигнуто это применением оригинального коленвала, обеспечивающего ход поршня 84 мм. «Колено», кстати, позаимствовано у барнаульского дизеля. Двигатель в карбюраторном варианте несет индекс 2130, с распределенным впрыском — 2130–20. Часть их устанавливают на продукцию ОПП, а часть идет в продажу. Первый можно поставить на любой переднеприводный автомобиль, второй, кроме полноприводников, подойдет и на «классику».

Больше никаких двигателей ни сам завод, ни ОПП не производят. И если для вашей «десятки» или «Самары» предлагают двигатель «повышенной мощности» объемом 1,7–1,8 или даже 2,0 литра — знайте, что ВАЗ к этому никакого отношения не имеет. В лучшем случае это мотор, сработанный на коленке с использованием «спортивной» технологии форсирования и, соответственно, с весьма урезанным ресурсом.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые