Самый спорный внедорожник СССР – тест-драйв спустя полвека
Езда по полям и лесным проселкам на этой машине сродни игре. Мотор оглушительно стрекочет и постоянно норовит перегреться. Гремит всё, что неплотно пригнано. Чтобы не слететь с узенького сидения, на ухабах надо покрепче держаться за руль. Однако скачки и прыжки, к которым ЛуАЗ относится с юношеским азартом, вызывают у меня улыбку.
Но ведь я просто катаюсь в свое удовольствие. А кто-то использовал такую машину как повседневный транспорт – и в этом случае ощущения от автомобиля были, конечно, несколько другими.
Начальная военная подготовка
Это ж надо! Десятилетие проектировать компактный полноприводный внедорожник, чтобы выпустить его… переднеприводным! Похоже на анекдот, но это вполне реальная история. Автомобиль конструировали в НАМИ с середины 50‑х годов, потом к этому делу подключили Запорожский автомобильный завод, поскольку по узлам и агрегатам внедорожник максимально унифицировали с ЗАЗ‑965.
В первую очередь занимались так называемым транспортером переднего края (ТПК), предназначенным для армии. И такую машину – ЛуАЗ‑967 – сделали.
Однако досталось и гражданским, причем мирный ЛуАЗ пошел в производство гораздо раньше военного – в 1966 году. Но – переднеприводным и под именем ЛуАЗ‑969В (временный). Луцкий машиностроительный завод, занимавшийся прежде рефрижераторными установками, совсем не был готов к производству сложных узлов полноприводной трансмиссии.
ЛуАЗ‑969В стал первым в СССР серийным переднеприводным автомобилем, но одновременно – историческим и инженерным курьезом. Время временной версии кончилось лишь в 1971 году, когда завод сделал уже около 7,5 тысяч моноприводных машин. Тогда начали выпуск полноценного, с полным приводом, ЛуАЗ‑969 – правда, пока еще с мотором объемом 0,9 л и мощностью 30 л. с.
В 1975 году машину модернизировали, и она получила имя ЛуАЗ‑969А. Именно с таким автомобилем мне и посчастливилось пообщаться тет-а‑тет.
ПОПЛЫЛИ
Близкий родственник нашего героя – плавающий транспортер переднего края ЛуАЗ‑967М. В серию автомобиль запустили в 1975 году с двигателем V4 рабочим объемом 1,2 л мощностью 37 л. с. Максимальная скорость – 75 км/ч, на плаву – 3–4 км/ч.
Печки-лавочки
Именно в 1977 году, когда из ворот Луцкого завода выехал этот автомобиль, на советские экраны вышел детский фильм режиссера Тамары Лисициан «Волшебный голос Джельсомино». В картине, снятой по книге Джанни Родари, полицейские в Стране Лжецов катаются по городской площади на таких же, причем даже и точно такого же рыжего цвета, ЛуАЗах.
Думаю, не все зрители тогда знали, что это за диковинные машинки. К слову, в тот год завод построил чуть больше 8,5 тысяч машин. А в первые годы производства луцкие внедорожники продавали только в европейской части России, в Беларуси, Украине и Молдавии – ведь завод был не в состоянии обеспечить всю страну запасными частями.
Но у тех, кто знакомился с этим автомобильчиком близко, было немало поводов для удивления. Под капотом угловатого кузова, нарисованного с помощью линейки и угольника, стоит знакомый запорожский воздушного охлаждения двигатель V4. Только здесь он установлен спереди, да еще и развернут на 180 градусов. Коробка передач, соответственно, тоже расположена задом наперед, и передачи (как и на части Запорожцев) включаются зеркально: первая – влево и на себя.
Продолжение – на следующей странице