Датчики правой ноги или дэ-пэ-дэ-зэ

ДАТЧИКИ ПРАВОЙ НОГИ ИЛИ ДЭ-ПЭ-ДЭ-ЗЭ

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ВАЗ

Особым шиком считалось ввести в схему переменный резистор — дескать, если умудриться подключить его к правой педали «жигуленка», то тот помчится так, что... Вот об этих самых резисторах сегодня и поговорим.

То, что считалось тогда непонятной экзотикой, ныне — обычный ширпотреб, однако к педали подключаться, конечно же, не нужно. Узлы дроссельного патрубка на тех же впрысковых ВАЗах имеют специальный выступ, жестко связанный с заслонкой, — к нему-то и подключают прецизионный переменный резистор в специальном корпусе. Называют его ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки. Назначение — преобразовывать угловое положение дроссельной заслонки в пропорциональное электрическое напряжение, которое используется бортовым компьютером для оптимального управления двигателем. Понятно, что сам по себе резистор просто изменяет свое входное сопротивление — омы «превращаются» в вольты только при подаче на датчик напряжения питания 5 В.

Любопытно, что тему экспертизы подсказал читатель ЗР. Ознакомившись с невеселой статьей про термодатчики (ЗР, 2003, № 5), он провел аналогичное исследование новенького ДПДЗ и пришел в ужас — его сопротивление в несколько раз отличалось от «книжного» варианта. Почему?

ОМЫ ИЛИ ВОЛЬТЫ?

Десять новеньких датчиков — половина «наших» (все из Арзамаса), половина «ихних» — отвезли в испытательный центр «Эталон». Внешний вид изделий — на фото 1 и 2. Датчики решили как следует погонять по температурной шкале — как вверх, так и вниз, а также устроить им что-то вроде ресурсных испытаний — пусть покрутятся туда-сюда... Посмотрим, как при этом они будут справляться со своей задачей — преобразовывать угол в напряжение...

Почему в напряжение, а не в сопротивление? Все просто — представьте себе переменный резистор, подвижный контакт которого находится точно посередке. Если измерять напряжение, то контроллер в любом случае будет работать с величиной 5/2=2,5 В — будь при этом сопротивление каждой из половинок хоть 5 кОм, хоть 25... А вот если ориентироваться на омы, то получится ерунда с пятикратным разбросом. Поэтому образцовая функциональная характеристика датчика отражает взаимосвязь между вольтами и градусами поворота согласно рисунку.

Часть датчиков отправилась в марафонский забег на месте — остальные же подверглись измерениям немедленно. Чтобы не потонуть в цифрах, которых набралось несколько тысяч, отметим лишь наиболее интересное. Импортные датчики, несмотря на полную «беспаспортность», выглядели очень достойно — их параметры не только спокойно укладывались в норму, но и обладали завидной повторяемостью от экземпляра к экземпляру. В частности, разброс входного сопротивления составил от 5,54 до 6,7 кОм, а нелинейность — от —0,03 до 1,84%. «Арзамасцы» повели себя несколько иначе — их сопротивление составило от 6,24 до 16 кОм (многовато!), а нелинейность — от —2,7 до 6,0% (в принципе, можно придраться). У «марафонцев» по окончании забега получилось следующее: нелинейность иностранцев колебалась от —0,26 до 0,46%, а наших — от —2,44 до 2,72%. Кстати, в ходе испытаний было сделано забавное открытие: электрическая схема «арзамасца» отличается от «канадской» наличием двух постоянных сопротивлений... А зачем?

В целом же, честно говоря, ожидался иной результат. Печальный опыт прошлых лет показывал, что подобные датчики часто полностью отказывают по причине банального протирания токонесущих дорожек. В нашем случае этого не случилось: к «буржуям» вообще никаких претензий, да и «наши» вполне работоспособны. Только вот... ну почему же опять «ихние» лучше? А не съездить ли нам в Арзамас?

КАКОЙ СТОРОНОЙ ДЕРЖАТ «ГРАБЛИ»?

— Наши датчики лучше! — категорически заявляют заводчане. — Давайте возьмем на складе любое количество новеньких изделий — они не испугаются никаких испытаний! И никакого разброса сопротивлений у нас нет!

Просим перепроверить те датчики, которые мы прихватили с собой. Через десяток минут появляется протокол измерений — м-да, действительно не ахти. Лица неподдельно грустнеют — но ведь мы приехали не суд вершить, а разобраться. Вот тут-то и полилась интересная информация...

— Проблем было предостаточно, — вспоминают заводчане. — Поначалу отказов было много, особенно в Москве. Оказалось, виноваты... мойки!

Наши первые датчики по форме полностью повторяли импортные и имели в основании не полную окружность, а усеченную — через этот сектор внутрь попадала влага, грязь и черт знает что... Почему этого не было с импортными изделиями? Потому что на узлы дроссельного патрубка там устанавливают защитные кольца из вспененной резины, а на ДААЗе по-прежнему ставят поролон, который при первой же мойке выходит из строя. Мы избавились от этой неприятности, изменив форму датчика — теперь он полностью перекрывает доступ грязи.

Вторая проблема — это дорожки, протертые до дыр. Было и такое. Тоже победили — полностью перешли на импортную пасту, которую наносим на импортную же пленку — вообще не протрешь. А сейчас делаем новый токосъемник «а-ля Канада» — мы называем его «грабли». Со старыми пастами мы не могли этого сделать: покрытие мягкое, тут же процарапывалось насквозь. Приходилось делать эдакие «грабли», расположенные вверх зубьями — с пуклевочками на каждом усике. Зато сегодня наше изделие превосходит импортное — у него лучше форма и аналогичное содержание. А цена — впятеро ниже.

Что ж, замечательно... Но откуда взялись те датчики, которые попали к нам? И зачем в них постоянные резисторы?

— Был грех, — вздыхают местные спецы. — Слишком долго осваивали технологию с новыми пастами — не могли подобрать режимы... Вот в розничную продажу и просочились, скажем так, не самые лучшие изделия. Давайте возьмем пару новых датчиков и погреем их несколько часов в камере.

Что ж, могу подтвердить — раскаленный новенький датчик выдает практически те же параметры, что и в холодном состоянии. Однако практика поставлять на завод одно, а в магазин — другое не украшает и давно всем надоела.

Кстати, а зачем все-таки внутри постоянные резисторы? А вот зачем: каждый ДПДЗ проходит на заводе индивидуальную настройку! При объеме выпуска 60 000 в месяц... — впрочем, заводчанам виднее.

Выводы? А выводы такие: в этот раз по итогам экспертизы «наши» проиграли «гостям». Тем не менее рекомендуем брать именно арзамасские изделия — похоже, детские болезни их датчиков окончательно ушли в прошлое. Возникнут проблемы — понесем менять: адрес известен. А хорошие результаты безымянного иностранца могут оказаться такой же случайностью, как и его провал в случае с термодатчиками — однако ни хвалить, ни ругать при этом будет некого.

1. Наименование — ДПДЗ 2112–1148200. Изготовитель — ООО «Автокомплект», Арзамас. Изделие сертифицировано. Продается в упаковке. Ориентировочная цена — 150 руб.

2. Наименование — CTS. Продается без упаковки и прочих опознавательных знаков как изделие «Джи-Эм». Возможно, изготовлено в Канаде. Ориентировочная цена — 700 руб.

3. Так выглядят подвижные контакты различных датчиков. Вверху — «иностранец»: он предпочитает «грабли». Посередке — арзамасский образец «вчерашнего» типа: в нем «грабли» расположены зубьями вверх, чтобы не продрать нежный токопроводящий слой из отечественной пасты. Внизу — самый новый «арзамасец»: «грабли» выполнены в канадском стиле, поскольку новая паста — импортная, а потому ничего не боится.

4. А это как раз те пленки, по которым скребут «грабли», что на фото 3. Светлая пленка, что снизу, больше не используется — она боится всего на свете. Сверху — новый вариант, аналогичный импортному.

5. Старый корпус арзамасского датчика (вверху) был копией импортного — новый же полностью закрывает собой «посадочную площадку», перекрывая доступ влаге и грязи.

6. При установке датчика на узел дроссельного патрубка под ним следует устанавливать вот такое укладочное кольцо. Вверху — поролоновый вариант «а-ля ДААЗ», внизу — изделие из вспененной резины, применяемое на импортных патрубках.

Зависимость выходного напряжения ДПДЗ от угла поворота его ротора.

НАША СПРАВКА

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДПДЗ 2112–1148200

Диапазон рабочих температур, °С —40 — +125 

Входное сопротивление, кОм 5–15 

Напряжение питания, В 5±0,005 

Сопротивление нагрузки, кОм, не менее 220 

Рабочий диапазон угла открытия заслонки, град 18–110 

Нелинейность выходной характеристики, % —2,5 — +6 

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Контроль работоспособности ДПДЗ проводили при изменении угла поворота от 0 до 120 градусов. Измерение параметров шло в диапазоне углов от 18 до 110 градусов с дискретностью 15 градусов. Испытания на наработку в количестве 800 000 циклов проводили с частотой 60 циклов в минуту. Термические испытания вели при температурах —40 и + 125°С в течение трех часов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые