Сертификат или бумажка?

О чем говорит сертификат, выданный головным предприятием отрасли? Далеко не всегда о безупречном качестве изделия! Памятный случай из практики эксперта описан ниже.

Магниты будут будоражить людское сознание вечно. Притягиваются, отталкиваются – и никакого источника энергии! Поэтому всевозможные омагничиватели топлива я выискивал повсюду, еще будучи студентом – интересно же! Позднее скрупулезно проверял их как на стенде в Центральном автомобильном институте (ЦАИ), так и на собственном авто: а вдруг, все-таки, сработает?!

Увы, после пары десятков аналогичных испытаний пришлось смириться с крахом иллюзий. Выдранные из динамиков магниты в любых обличьях стабильно проваливались по всем статьям – как по личным ощущениям, так и согласно протоколам. Результаты замеров с устройством и без него совпадали почти идеально – с точностью до погрешности измерений. А уж если, скажем, наблюдался небольшой эффект по снижению СО, то он немедленно аукался повышением уровня СН – или, того хуже, окислов азота. А это – приговор любому изделию, без права обжалования: именно так когда-то пояснял мне позицию ЦАИ тогдашний начальник испытательной лаборатории, г-н Маркаров. Поэтому явление чуда откладывалось вновь и вновь.

Мои ядовитые публикации вызывали праведный гнев разработчиков. Как правило, это были неискушенные в технике бессребреники, искренно убежденные в том, что их "жигули", увенчанные магнитами, обретали характеристики если не "феррари", то уж хотя бы "опеля". Впрочем, товар у них неизменно распродавался – видать, не один я хотел верить в чудо. Но с АСК – случай особенный…

АСК – это аббревиатура: Автомобильный Синтезатор Катализатора. Кроме того, это инициалы изобретателя, Александра Сергеевича К. Тому, кто уверует в чудо и приобретет упаковку с двумя фитюльками красного и черного цвета, обещана экономия всего и вся. Для этого нужно поставить на топливопровод автомобиля красную фитюльку из коробочки, дать двигателю поработать десяток минут, и заменить ее на черненькую. После чего ездить аж 10000 км, экономя все, что только можно сэкономить – топливо, деньги, время… Затем – вновь красненькую, и так далее.

– Это, Миша – новое слово в науке, – отечески поучал меня при первой встрече Изобретатель. – Мы, российские ученые, здесь впереди всех. Просто еще не пришло наше время. А эффект налицо – весь Запад скрипит, а повторить не может! Потому что привык в лоб проблемы решать – им подавай сверхкачественные материалы, высокие технологии, нулевые допуски. А мое изделие из любого дерьма конфету делает! Оно на ином уровне воздействует! Мы поднимаем на треть мощность мотора, обеспечиваем любую экологию, и не предъявляем никаких требований к топливу. Скажу тебе больше – мы уже добились и иных эффектов! После установки АСК на пожилой автомобиль у него исчезает хруст заднего моста, восстанавливается эластичность уплотнителей, прекращается коррозия… В общем, смотри, Миша – дело серьезное!

Я, будучи еще неопытным сотрудником журнала, подошел тогда к делу чересчур серьезно. Съездил в ЦАИ, получил очередной разгромный протокол и написал статью "Красное и черное". Но в номер она не попала: совет стаи решил, что тема давно себя исчерпала, а потому тратить журнальную площадь на шарлатанов не стоит. И напрасно – очень скоро начали поступать недовольные письма читателей, удивленных молчанием редакции по поводу чудодейственного АСК, реклама которого появилась во всех СМИ. В том числе – о, позор! – и у нас! Мало того, реклама гласила, что АСК одобрен самим ЦАИ, на что имеется сертификат – не придерешься…

Хмм… Давно ж я не был в свете… Пришлось делать новую экспертизу – теперь уже в питерском Университете. Статья "Нечто" (ЗР, 2005, №6) ответила, казалось бы, на все вопросы: эффект – нулевой, так что делайте выводы сами, господа читатели. И тут в трубке раздался подзабытый уже голос.

– Зря ты так, Миша, – вздохнул Изобретатель. – Я тебя предупреждал, что дело серьезное? Предупреждал! Ты, понимаю, удивлен насчет ЦАИ. И уже звонил туда, правда? Я и это знаю. Как видишь, все по-моему получается – и рекламу мою вы печатаете, и на статейки твои всем плевать. Наказать тебя, конечно, придется, но ты сам виноват. Так что, не обижайся – будет тебе худо…

Я выдохнул что-то невежливое, а сам принялся сочинять официальный запрос в ЦАИ. Мол, ребята – как же так: вы такие умные, а подписываете всякую ахинею? Однако ответа не дождался – ЦАИ хранил молчание. Пришлось звонить по секретаршам и референтам, требуя официальный ответ на запрос прессы.

Ответ сильно разочаровал. Полторы страницы текста рассказывали о большом объеме работ, который проводят современные ученые всех стран, исследуя влияния магнитов на различные явления повседневности. В конце же скромно сообщалось, что изделие АСК проверялось на нескольких автомобилях "Волга", при этом было отмечено некоторое улучшение экономичности в отдельных ездовых режимах. Других испытаний ЦАИ не проводил.

Дает эффект, говорите? Так давайте же бить в тарелки, дудеть в трубы – вот оно, свершилось! И где же массовое производство, миллионные экономии – где Нобелевские премии, наконец? Или я чего-то не понимаю?

Сочиняю второе письмо. Мол, прошу четко ответить, какие, конкретно, эффекты сулит автомобилисту установка изделия АСК? И что, конкретно, гарантирует сертификат, выданный вашей конторой этому изделию? Ведь в своей рекламе Александр Сергеевич К. всенародно обещает нам снижение расхода топлива примерно на треть, выбросов – наполовину, а также езду на керосине вместо высокооктанового бензина! И все это – со ссылкой на сертификат ЦАИ!

Второй ответ ЦАИ был еще глупее первого. Мол, вам уже объяснили, что ученые ведут исследования! А сертификат подтверждает то, что было получено на испытаниях – а испытания подтвердили то, что сказано в технических условиях на это изделие! И, вообще, об этом мы вам уже писали! К тому же сертификаты выдает не ЦАИ, а совсем другая организация – ЦАИ-ФОНД! В общем, не мешайте нам работать…

Что ж, позвоним г-ну Матрасову – автору большинства советских учебников и книг по системам питания и зажигания. Кстати, Матрасов – сотрудник ЦАИ. Но…

– Бездари! Придурки! Идиоты! – ругался по телефону г-н Матрасов. – Михаил, поверьте – это уже не ЦАИ, это не ученые! Хорошо, что я с этим больше не связан… Нет, работаю, конечно, но… В общем, лекции студентам читаю в автомеханическом, с заводами много общаюсь. А эта бюрократия – ну ее, не хочу говорить. Ты звони, если что…

Александр Сергеевич К. одерживал победу – медленную, но уверенную. В каждом номере нашего же журнала победно светилась его реклама, обещающая беспроблемную заправку керосином, снижение расхода топлива процентов на 20 – 30 и улучшение всех экологических показателей на порядок. Самый Главный разводил руками – дескать, реклама и есть реклама, а недоумевающие читатели интересовались, как увязать резкий тон редакторских статей и положительный отзыв ЦАИ, о чем говорит реклама с наших же страниц?

Третье письмо я направил директору ЦАИ-ФОНД. Тут же мне «случайно» позвонил директор испытательного центра ЦАИ и ехидно сообщил мне, что не понимает моего ослиного упорства. Люди работают, ведут исследования – не лезь! Что касается АСК, то там – все верно: эффект есть! Нет, подтвердить его наличие они не могут, но он есть – и нам про это уже сообщали…

Ну почему у нас все так мерзко? Звоню в ЦАИ-ФОНД – директор в отпуске. Его зам подтверждает, что письмо получено – ответ будет. Через неделю получаю ответ – он гласит, что согласно выданному ими сертификату автомобиль с изделием АСК «соответствует предъявляемым к нему экологическим требованиям»!

Ага! Чувствуете разницу? Не «изделие АСК», а «автомобиль с изделием АСК»! Четвертое письмо сочиняю немедленно. Дескать, объясните дураку, а какой все-таки вклад в экологию вносит при этом АСК? Следует ли понимать, что без него автомобиль ничему не соответствует, а с ним – все прекрасно? И вот он – долгожданный ответ:

"Сертификат на АСК подтверждает, что данное изделие НЕ УХУДШАЕТ параметров автомобиля"

Победа! Конечно же, не ухудшает – как не может их ухудшить атлас дорог, лежащий в бардачке! Наконец-то в ЦАИ нашелся хоть один порядочный инженер, который честно высказал то, что скрывают высокопосаженные «товарищи». Только вот…

Только вот реклама АСК не сходит со страниц СМИ до сих пор. И неискушенные в подковерных сражениях читатели никак не могут этого понять.

Подпишитесь на «За рулем» в