Почему я никогда не куплю дизель…

«Мы с приятелем вдвоем работали на дизеле…»

Ну, дальше нецензурно, хотя и весело. Как мы помним, дизель у них, скажем так, украли. И очень жалко мне этих жуликов, если дело было зимой. Потому как с зимним дизтопливом (ДТ) в России – сумасшедший бардак. Почище, чем с зимним временем и промилле, которое росчерком начальственного пера обязано у каждого честного человека быть нулевым. Если, конечно, человек не пьет кефир…

Вообще-то, мы проверяем зимние ДТ не первый год. В том, что с наступлением холодов следует продавать только зимние ДТ, а не какие попало, сомнений как-то не возникало – а какие же еще-то? Впрочем, вот мнение большого начальника и вполне адекватного при этом человека.

КОММЕНТАРИЙ

Руководитель Северо-западного межрегионального территориального управления Росстандарта, к.т.н., доцент, академик МАН ЭБ Василий Смеречук.

Итак, на дворе январь, но температура – около нуля. Имеют ли право АЗС торговать не зимним топливом? Отвечаю – однозначно нет! С 1 октября по 30 апреля должны применяться исключительно топлива зимних марок! Единственное послабление, согласно действующему ГОСТ, касается переходного периода – в октябре и апреле может продаваться дизтопливо с предельной температурой фильтруемости не хуже минус 15 градусов. Но в остальное время, будь на улице хоть нуль, должны продаваться только зимние или арктические топлива! Безо всяких кивков на показания термометров! Кто продает что-то другое, тот нарушает закон!

Как вести себя потребителю? Звоните мне и моим коллегам! Правда, к моему удивлению, на АЗС никогда не указывают телефоны Росстандарта, но их нетрудно отыскать в Интернете! Находите территориальный орган Росстандарта и излагаете ситуацию. Я выезжаю на объект и реагирую должным образом!

Я уже как-то ссылался на этот фрагмент нашей беседы. Мне по серости все это казалось абсолютно очевидным: да как же может быть иначе-то? Какое мне дело, что в Москве, к примеру, всего минус 3, если я заправляю здесь полный бак и еду, скажем, в Архангельск? Или в Сибирь, где уже минус 25! Нет уж, ребята, бросьте кивать на прогнозы погоды, и продавайте-ка мне полноценный зимний соляр, который даже не пытается мутнеть на холоде.

Вот здесь-то и начинает сверкать очередная грань всероссийского бардака. Еще год назад наш заезд в разные области показал, что в ноябре на всех АЗС, которые мы посетили с неофициальным дружественным визитом, продавали, извините, дерьмо, а не зимний соляр. В обыкновенной бытовой морозилке он лихо мутнел, густел и даже менял агрегатное состояние. Проще говоря, превращался в ледышку. Еще любопытнее было то, что ни одной жалобы на «предвзятость», «некомпетентность» и «продажность» нашей публикации – дежурный набор обвинений в адрес пишущего человека – тогда не поступило.

Несколько дней назад эксперимент повторили: мы с коллегой вскочили в пять утра и помчались в сторону Вологды, чтобы наутро сдать материал в уходящий номер. Позади 1100 км, перед глазами плывут заснеженные пейзажи и обледенелые дороги, а спина жалуется на двадцатичасовое пребывание в автомобильном кресле. Однако же доехали: 12 образцов ДТ быстро едут в знакомый морозильник. Что ж, прозрачность сохранили… два! Еще два можно переворачивать вверх ногами: не польются. Остальные стали, скажем так, сильно мутными, при чем внутри начали плавать какие-то «медузы». Надо полагать, семейства парафиновых…

Получив от руководства очередной втык за бездарность и неумение работать (причину в таких случаях уточняют редко), сдали материал, а сами задумались. Вспомнили, как во времена Пол Пота в Кампучии поймали какого-то юного людоеда, который искренно не понимал, в чем он провинился? А на вопрос, знает ли он, что людей, особенно живых, кушать нехорошо, он честно ответил: «Нет, а почему?»

Интересно, а в каком таком документе четко сказано, что зимой надо продавать то-то, а летом – то-то? Возможно, наши заправщики тоже чего-то не знают? Начинаю звонить профессорам и академикам, отрываю их от праздничного стола…

В голосах слышу негодование. Мол, да если каждому бюрократу все шаги расписывать, то никакой бумаги не хватит! Я извиняюсь, но все же прошу ткнуть меня носом: где написано, что преступнику нельзя портить наши моторы своей мутной соляркой? Академики возмущаются и вновь кивают на здравый смысл: мол, так было всегда! Но в итоге все-таки ссылаются на некий документ: ГОСТ Р52368-2005.

Знаю я этот ГОСТ. Как знаю и то, что есть в нем приложение на букву Г: «Сезонное применение дизельных топлив в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями к предельной температуре фильтруемости». Тут все четко расписано по областям и по датам: летнее, переходное, зимнее, опять переходное… Но…

Но еще я знаю, что это приложение на букву Г – тсс!!! – рекомендуемое. Это как рекомендуемая скорость: мне рекомендуют 50, а еду 90 и ничего при этом не нарушаю.

А теперь возвращаемся к началу. Технический регламент, который, вообще говоря, был задуман как нечто «выше ГОСТов», о датах обязательного перехода на зимний соляр ничего не говорит. А ГОСТы, статус которых в нашей стране ныне не очень понятен, пребывают в состоянии свободного плавания: никто их, похоже, ни менять, ни править не собирается. И только остатки здравого смысла заставляют сотрудников того же Росстандарта воспринимать упомянутое приложение на букву Г как руководство к действию и трактовать его рекомендации уже в своей структуре как обязательные. И, извините, дрючить тех, кто с чистой совестью заправляет заиндевелые дизельные автомобили летней жижей.

Потому что должен же быть во всем этом бардаке хоть кто-то, обладающий здравым смыслом…

P . S . А почему я никогда не куплю себе дизель, надеюсь, понятно.

Подпишитесь на «За рулем» в