2008-й : на одном баке в Питер и обратно

Вряд ли стал бы возвращаться к событиям шестилетней давности, если бы не одно забавное «Но». В разговоре с коллегой, вычислявшим реальные возможности очередного рекламируемого гибрида, выяснилось, что тот прекрасно помнит мою статью о каком-то эконом-пробеге на S60, но искренно полагает, будто я просто доехал на одном баке от Москвы до Питера – и все… Про обратную дорогу без дозаправки он даже не задумывался… Почему так? Лезу в архив, нахожу ЗР, 2008, №9 и читаю анонс: «Москва-Питер на одном баке»!!! Какой добрый человек это написал, убив всю соль затеи – без понятия. Неудивительно, что по сию пору даже коллеги порой не в курсе содеянного – что ж говорить о читателях? Поэтому позволю себе очередную ретро-страничку, посвященную поездке на «Вольво» S60 по маршруту Москва-Питер-Москва на одном баке без дозаправки! Специально выделяю суть во избежание очередных непонятностей…

ЗАЧЕМ ЭТО БЫЛО НУЖНО?

– На кой это нужно-то?

Cамый частый вопрос. В том числе от некоторых начальников. Проще всего ответить так: вообще не нужно! Просто человека генетически тянет совершить что-то эдакое… Залезть на недоступную гору, пересечь пешком материк – кому что ближе. Потому что интересно – вот и всё.

Почему меня все время тянет в Питер – дело темное. Но каждый раз, двигаясь по трассе М10, я куда-то спешил, сожалея о том, что опять не осуществил старую мечту: совершить поездку в оба конца на одной заправке! Безо всяких канистр, дополнительных баков и парусов на крыше – на обыкновенном серийном автомобиле.

Поначалу задача была попроще, благо первую самостоятельную поездку я осуществил на родительских «жигулях»! Это было начало восьмидесятых, но все инженеры и радиолюбители в ту пору выпендривались друг перед другом, у кого какой расход топлива… Кстати, жигулевский бак – 39 литров, если кто не помнит. Я тоже играл с жиклерами, магнитами и т п., но личный рекорд «Москва – Тосно» у меня реализовался на ВАЗ-21013 безо всяких магнитов и прочей дури. Просто за счет стиля езды: старался… Получилось 6л/100 км: прошел 650 км! До Питера немножко не дотянул, но об этом дальше: нужно было считать немножко не так… Позднее, на ГАЗ 24-10 я уехал за 760 км от дома, но там был 70-литровый бак (до сих пор точно не знаю – 70 или 75, я его в Южном порту купил). Цифры были достойны того, чтобы ими хвастаться, но мечта оставалась прежней: вернуться в Москву на московском же бензине… В 2008 году я решил попробовать еще раз – теперь на "Вольво" S60.

ПРОВОКАТОР

Пройдено 662 кмю Бензина осталось еще на 800...

В 2006 году я впервые в жизни сел за руль собственной иномарки. Бак – 70 литров, мощность – 170 л.с., коробка – автоматическая. Согласно прилагаемому к машинке талмуду, шансов на «беспосадочный перелет» – ноль. Средний расход, если верить мудрецам – литров, эдак, 11 на сотню. Но…

Но на бибике был установлен маршрутный компьютер, который и спровоцировал меня на приключения. Всякий раз после заправки полного бака он лихо показывал мне, что горючего, дескать, осталось на 1100 км. Или на 1200 – в зависимости от предыстории. А где 1200, там и побольше может получиться, если постараться.

В московском представительстве «Вольво» мой юмор недооценили. Я обратился к ним с вопросом – мол, подскажите идиоту, какой режим движения на S60 вы считаете оптимальным для достижения поставленной цели? Мне очень вежливо рассказали про непревзойденность шведских автомобилей и обнадежили: мол, при среднем расходе в десяток литров на сотню и расстоянии между столицами примерно в 730 км, некоторые шансы проехать от Москвы до Питера без заправки у меня есть. А если при попутном ветре, да под горочку, то и подавно…

До ребят с "Вольво" не дошло, что этот идиот собрался съездить на одном баке не только ТУДА, но еще и ОБРАТНО! Что ж, бывает…

Понятное дело, что я осознавал предстоящие трудности, а потому сразу начал искать себе поблажки. Таковых набралось три. Для начала я решил, что пробегом от столицы до столицы буду считать путешествие от границы одного города до границы другого. Дескать, доехал, развернулся и двинул обратно. Второй нюанс: бак заполню сам, под пробочку! Сколько войдет, столько и войдет. Ну, и третье – самое простое: из Москвы выеду с первыми петухами. Не знаю, когда они начинают орать, но думаю, что очень рано. Если кто знает устройство петухов, пусть подскажет…

Начальник от моей идеи сразу скис. – Зачем тебе это? – недовольно спросил он на планерке. – Собрался экономить бензин? Тогда нечего было "вольву" с автоматом покупать! Надо так: газ в пол – и… В общем, никому это не интересно.

Да, возможно. Но у меня был бронебойный аргумент: машина – моя, и я в любом случае поеду на ней в свое свободное время так и туда, куда хочу. А уж поставите в номер или нет – решайте: не холопье это дело.

И я поехал…

КАК ГОТОВИЛ МАШИНУ?

А никак. Мало того: в итоге получилось так, что свой забег я фактически совместил с командировкой в питерский Политех, а потому в багажник, помимо личных вещей, затесалось пуда полтора всякой всячины.

Поначалу мне захотелось выпендриться и как следует охладить бензин в морозилке. Ведь если посчитать, то 70 литров, охлажденных, к примеру, на 30 градусов, могут подарить два с лишним литра, которые легко войдут в тот же бак! По мере прогрева бензин будет расширяться, но за это время часть его израсходуется, а потому баланс будет нормальным. Но в итоге победила лень – да ну ее… И где мне взять такой большой морозильник? К тому же была и вторая причина отказа – уж слишком искусственный прием: так ездят разве что на формуле 1! А мне хотелось проехать в классических условиях – без выпендрежа!

Фары у меня включены круглосуточно. Кондиционер, напротив, решил выключить – нужно же хоть на чем-то сэкономить… Давление в шинах – 2,5 атм. Окна, как обычно, постоянно закрыты. Музыка много не съест. Бензин – 98-й вместо повседневного 95-го (захотелось попробовать!). По инструкции допускались октановые числа 91 – 98. Кстати, уже потом несколько спецов, не сговариваясь, сказали мне, что нужно было лить… 92-й! Ну, не знаю.

Вот, вроде бы, и все…

В ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!

Выехав из дома 10 июня в четвертом часу утра. Заправил на Шереметьевской полный 70-литровый бак плюс две пятилитровых канистры, выехал за кольцевую дорогу к точке старта – это в районе выезда на трассу от «Шереметьево-1». Самостоятельно долил бак "до краев" – на это ушли… практически обе канистры! Впрочем, это не так уж удивительно: когда пистолет на АЗС дает отсечку, то заправщики считают бак полным. Зато теперь – полнее не бывает. Сколько это в литрах, не знают даже в "вольвовском" сервисе.

Как двигался? Плавный разгон примерно до 80 км/ч (при этом мгновенный расход составляет примерно 20 – 25 литров на сотню!), затем – сброс газа и снижение скорости до 60-70 км/ч (стараешься удерживать мгновенный расход в районе 5 литров). Это, как ни странно, не так уж и трудно делать: достаточно чуть-чуть периодически ослаблять нажим на педаль, чтобы показания маршрутника тут же прыгнули вниз. Главное – не дать автомату уйти с высшей передачи. Если все идет нормально, то скорость движения составляет 60 – 80 км/ч, а тахометр показывает примерно 1500 об/мин.

Самым экономичным мне показалось… движение в горку! На каждом спуске я давал "вольве" разогнаться до 80 – 90, а потом, по мере вползания наверх, убирал ногу с правой педали. Пару раз, к сожалению, не рассчитал – уже в конце подъема коробка лихо переключалась "вниз" и вся накопленная экономия исчезала на глазах. Но в целом – сработало.

Сразу после московской заправки дисплей маршрутника сообщил мне, что бак опустеет примерно через 800 км. Это понятно: он ориентировался на городскую прожорливость последних дней. Однако, по мере движения, компьютер добрел на глазах, постоянно пересчитывая фактический расход в ожидаемую дальность пробега. Что касается стрелочного указателя уровня, то он настолько удивился залитому до краев бензобаку, что надолго замер в правой части шкалы, сдвинувшись влево только через 260 км пути, аж перед Вышним Волочком. На подъезде к Петербургу стрелка отошла на три деления влево, оставив на обратную дорогу еще пять. А компьютер уже сообщал, что при пройденных 654 километрах бензина остается на 840!

В этот момент уже было ясно, что затея удалась. Осталось только не попасть на обратном пути в сумасшедшую пробку, способную уничтожить все достигнутое. Но развернуться не могу: служебную командировку никто не отменял, а потому мне волей-неволей придется тащиться в город! Не бросать же свою частную собственность на обочине… И тут везение кончилось: Московская Славянка и Шушары встретили меня вялотекущей рычаще-воняющей массой, нехотя ползущей к Питеру. Полчаса мерзкой езды тут же аукнулись повышением среднего расхода, а эйфория стала таять как шагреневая кожа.

Забегая вперед, скажу, что в самом Питере судьба сжалилась: до гостиницы на реке Пряжке я прорвался без приключений. Пробки парализовали движение чуть позже – буквально через несколько часов после моего приезда. Весь следующий день разъезжал по редакционным делам на метро, а наутро, 12 июня, двинулся обратно. В три утра просыпаться не стал – понадеялся на то, что в День России на дорогах будет поспокойнее.

В середине обратного пути "порадовал" сумасшедшим затором Вышний Волочек. К счастью, его удалось частично объехать по колдобинам центральной части городка, свернув с трассы вправо. В Твери сразу поехал через центр: мост через Волгу на объездной дороге в любил собирать длиннющую толпу. А на самом неприятном участке пути неожиданно повезло: сквозь Клин, Солнечногорск, Зеленоград и Химки удалось прокатиться без остановок! Это – редкостное везение: предыдущие поездки последних лет неизменно спотыкались именно здесь. На въезде в Москву загорелась контрольная лампа наличия топлива, а стрелка свалилась в левую часть шкалы. Но заполненная в Питере 5-литровая канистра так и не понадобилась: до дому мы с "Вольво" добрались своим ходом. Я доехал!!!

Итог забега – 1440 км! А в литрах? А черт его знает, сколько в литрах… Суммирование залитых на АЗС 67 литров с полутора добавленными канистрами дало примерно 5,2 литра на сотню.

Повезло? Однозначно: помогли и сухая летняя погода, и четырехдневные российские каникулы, первый день которых как раз совпал с возвращением домой. Повезло и в том, что на трассе в это время не было серьезных аварий. А не было бы пробок, проехал бы еще больше. Будь дело в какой-нибудь Лапландии…

НЕ ВЕРЮ! ЗАЧЕМ?

Неверящих в реальность пробега было много. Находились такие, которые предлагали прокатиться еще раз – мол, поедем сзади и «будем посмотреть». Сначала я отшучивался, но потом объявил: согласен, мол! Спорим на что угодно. Только бензин и суточные – за ваш счет! На этом все и кончилось.

В том, что я бы доехал снова, сомнений уже не было. А желающие поспорить как-то испарились. Ну и слава богу…

А вот ученый люд из НАМИ и тому подобных контор воспринял мою информацию очень даже серьезно. И даже процитировал в жутко умной книге!

Что до вопроса «Зачем?», то ответ поймут не все. У меня работал пацан, который в те же времена по дороге до Питера заправлялся трижды и не понимал, как можно ездить иначе? Ну, не буду же я с ним о чем-то спорить…

А вообще-то мой ответ такой. Автомобиль может дарить не только ощущение скорости и динамики – в нем скрыты солидность и умеренность. И если в вас живет соревновательный дух, то состязайтесь не с машинами из соседнего ряда, а со своей собственной! Пробудите ее таланты, заставьте проехать так, как она еще не ездила. И получите от этого удовольствие.

Вот так как-то…

А ЕСЛИ НА S80?

Через пару лет мне захотелось повторить содеянное. Только уже на S80 – с мотором 231,2 л.с. Почему-то казалось, что получится…

Скажу сразу – не получилось! Делал все так же, но постаревшая трасса уже не давала мне поблажек. В дикую пробку не попадал, но уже к Волочку энтузиазм почти полностью растаял. А добравшись до поворота на Царское Село, я сдался: маршрутник показывал, что оставшегося топлива мне хватит всего на 550 км… Неплохо, конечно, но как сегодня говорят – не айс…

А ЕЩЕ?

А еще, наверное, уже не будет… Я не верю, что М10 когда-нибудь поедет нормально. Хотя и пытаюсь быть оптимистом… Что касается паспортных данных гибридов, упомянутых во первых строках, то очень часто применяют

простенький прием. Указывают, скажем, 0,9 л/100км – ух, здорово. И не говорят о том, что, грубо говоря, первые 90 км ты тупо едешь на аккумуляторе, высасываешь его до донышка, и только потом включается ДВС… Какой расход у тебя при этом будет на следующей сотне, уже не пишут. Многие знания – многие печали…

Подпишитесь на «За рулем» в