Часы, батареи и электромобили

То, что на фото -- это моя скромная попытка вспомнить детство. 18 лет не брал в руки паяльник, а тут попался на глаза шаговый искатель эпохи Мамая -- и так что-то захотелось создать нечто осязаемое, что не выдержал. Набрал микросхем, набросал схему с кварцевым резонатором...в общем, вот оно. Часики даже ходят -- уже месяц. Кстати, на фото не видно таблички -- она появилась позже. На ней надпись -- TEMPUS APPARATUS. Будем считать, что это некая машина времени...

А вообще-то рассказать хотелось совсем о другом. Идею подкинул недремлющий в Черногории Алексей, Воробьев-Обухов. А поскольку я люблю и часы, и аккумуляторы, и электричество, то тема пришлась в кассу. А речь вот о чем - слово коллеге. Те, кто хочет поставить в наручные часы долгоиграющую батарейку, скорее всего, выберут швейцарскую Renata. Эта «Рената» принадлежит часовой фирме Swatch, но нам интересны не часы, а хобби ее бывшего владельца Николауса Хайека. В начале 90-х он решил революционизировать автомобилестроение и, вместе с компанией инженеров-единомышленников, представил проект Swatch Car – двухместного электромобильчика с четырьмя мотор-колесами. Это экономило место в салоне и обеспечивало отменную тягу. Для начала Хайек скооперировался с «Фольксвагеном», но Фердинанд Пиех зарубил идею, как бесперспективную. Тогда Николаус пошел к конкурентам – «Даймлеру» – и вскоре на свет появился действительно небывалый по тем временам «Смарт».

Николаус Хайек: "И все-таки я его создал!"

Правда, игрушка вышла дорогая даже с бензиновым мотором, что уж говорить об электро- или гибридном агрегате! На «Даймлере» об этом и слушать не хотели! В общем, революция если и вышла, то лишь в части кузова и его концепции.

По иронии судьбы и электросмарты, и революция произошли уже после смерти Николауса Хайека. Car2go - система проката электромобильчиков "Смарт ED", при которой достаточно приобрести специальную карточку и найти на улице такую вот машинку. Дверца откроется - катайтесь, пока есть деньги на карте. Оставить авто можно в любом месте города, но, конечно, не факт, что вы ее опять там же найдете. Впрочем, смартфон поможет найти другую поблизости.

В конце концов, разочарованный Хайек продал свою долю в СП «Даймлеру» и занялся электроприводом в часах… Затем -- депрессия и траурный марш в 2010 году.

Ник Хайек не посрамил память отца. И скоро собирается обрадовать всех поклонников электромобилей.

Тем не менее, Николаус успел вырастить не менее одержимого электромобилями сына и наследника – Ника Хайека. И вот уже его стараниями электромобили опять на пороге революции! Правда, для этого Нику не пришлось придумывать всякие мотор-колеса – всё это нынче стало обычным делом. А вот батарейки – не для часов, для электромобилей – тут революцию ждут уже лет сто, если не больше. Ник Хайек утверждает, что летом «Рената» перейдет к крупным формам и выпустит автомобильную батарею, обладающую вдвое большей емкостью, чем существующие сегодня массовые литий-ионные аккумуляторы. Что, соответственно, удвоит пробег электромобилей между розетками. Интересно, станет ли это революцией или просто очередным эволюционным шагом? И не вдохнет ли жизнь в похороненный было Swatch Car? Секрет новинки защищен 15 патентами и состоит в каком-то особом легировании катода. Автопроизводители, само собой, проявляют большой интерес, но, по словам Хайека, хотят только узнать тайну, чтобы самим заняться производством новых батарей. Нику же, напротив, хочется самому обеспечивать все потребности. Зря, что ли, его завод выпускает по миллиону часовых батареек в день. А тут маячит многомиллиардный рынок! Удачи изобретателю?!

Подпишитесь на «За рулем» в