Робот в законе

Это событие никого не шокировало. Наверное, все были к нему морально подготовлены. А россиянам пока что можно не беспокоиться: до нас такое дойдет нескоро.

Короче говоря, как сообщает Алексей Воробьев-Обухов, два здоровенных грузовика официально получили допуск на дороги общего пользования штата Невада. Тягачи Freightliner Inspiration Trucks. (Freightliner – это американская марка концерна Daimler Trucks) снабжены автопилотом Highway Pilot System, которая успешно прошла тестовые испытания под Магдебургом, накатав вместе с концептом Mercedes-Benz Future Truck 2025 свыше 16 000 километров.

Иными словами, эти монстры умеют ездить самостоятельно -- без водителя! И имеют на это право!

Стрёмно? Со стороны -- нет. Летаем же мы в самолетах, которыми управляет нечто неодушевленное! Но все-таки подсознательно вид вагоновожатового как-то успокаивает - мол, в случае чего отпихнет робота в сторону и начнет рулить сам. Собственно, здесь так и сделано: водитель в "беспилотниках" есть. Без него машина не имеет права совершать обгоны, перестраиваться, съезжать с автострады и выезжать на нее. Роботу пока что доверили езду по скоростным шоссе без встречного движения, пешеходов и перекрестков. Человек выруливает на нужную магистраль, задает максимальную скорость и минимальную дистанцию до впереди идущего авто, после чего "отдает руль" Железному Джону (был такой робот в романе Казанцева)... А сам может перекусить, сделать гимнастику, залезть в Интернет и т. п. Трогать баранку уже нельзя: железяка тут же решит, что человек решил-таки перехватить управление и отключится.

Крутить баранку Железному Джону помогают радары дальнего (250 м и 18º) и ближнего (70 м и 130º) боя, а также стереокамера (100 м и 45º). Последняя нужна для распознавания объектов, разметки и дорожных знаков. Что произойдет, если на дорогу выскочит какой-нибудь местный лось (или кто там у них водится), сказать трудно.

Впрочем, нам пока что до этого дела нет -- забавная игрушка и не более того. Потому что без абсолютно "правильной" дороги -- с разметкой, знаками, ровным покрытием и т. п. Железный Джон бесполезен. Объезжать ямы, упавшие деревья и выскакивающих из придорожного леса пешеходов он тоже не обучен.

Хотя финал истории уже ясен. Робот обязательно поумнеет. Возможно, что даже появится модификация "руссо", умеющая ездить там, где сегодня ездим мы с вами...

Подпишитесь на «За рулем» в