Инспектор ГИБДД просит выйти из машины. А если откажусь?

Многие воспринимают подобную просьбу как законное требование, однако это не всегда так. ЗР объясняет, как правильно вести себя водителю, чтобы не нажить проблем.

Как и во многих других ситуациях на дороге, знания одних только Правил дорожного движения, которыми ограничивается курс автошколы, недостаточно для того, чтобы в полной мере представлять собственные права. В ПДД говорится об обязанности предъявить документы и приводится их перечень. Нередко после ознакомления с ними автоинспектор предлагает водителю покинуть машину. В большинстве случаев аргументом служит необходимость составить протокол о нарушении, хотя это далеко не единственная причина, которую можно услышать.

В приказе МВД № 664 (в народе – административном регламенте ГИБДД) приводится перечень случаев, когда патрульный вправе предложить выйти из транспортного средства. Согласно п. 93.1 документа, это наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния; для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов; когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий; для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; при необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Обратите внимание на формулировку: «вправе предложить» — это не требование, а просьба, от которой водитель имеет полное право отказаться. Конечно, для устранения неисправности машины или проведения досмотра (если есть основания, разумеется) это необходимо. Оказать помощь в экстренной ситуации другим людям – тоже не оспаривается. А вот составить протокол, проверить на наличие неоплаченных штрафов и сверить номера инспектор может и без вашей помощи.

Несмотря на отсутствие обязанности, как показывает практика, на отказ большинство гаишников очень обижаются. Тут же появляется «необходимость» заглянуть в багажник (думаю, не надо объяснять, почему это действие должно происходить под вашим личным контролем) или «запах алкоголя». Короче говоря, придумывается весомый аргумент, почему вы должны оказаться снаружи. Реальных причин две: повнимательнее «понюхать» ваши ответы или показать свою власть.

Однако в ряде случаев все же возникает именно обязанность покинуть автомобиль. Это факты административного задержания, досмотра транспортного средства или отстранения от управления транспортным средством. Тут все по закону: выйти придется.

Подпишитесь на «За рулем» в