Сотрудник ДПС нахамил - четыре способа вернуть его на землю

Сегодня наша жизнь стала прозрачной. А уж жизнь сотрудника ДПС - тем более. Ему нельзя просто так взять и заставить подписать пустой протокол, когда тебя транслируют в прямом эфире со смартфона, или причислить водителя к представителю отряда парнокопытных, если в салоне служебной машины есть видеорегистратор… Но в том невероятном случае, если подобное случилось, знайте, как можно урезонить сотрудника.

«43. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания»

«44. При разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • оскорбительных выражений или реплик;
  • действий, провоцирующих противоправное поведение»

Кому и что писать?

  • Подача жалобы по месту работы инспектора ГИБДД (если нарушение просто тянет на дисциплинарный проступок)
  • Обращение в суд с заявлением о признании действий инспектора незаконными (но вы должны понимать, что, возможно, этот процесс может быть дольше, чем рассмотрение вашей жалобы вышестоящим руководством)
  • Заявление в территориальные следственные органы (только в том случае, если вы считаете, что в отношении вас было совершено преступление — например, необоснованно применено насилие)
  • Жалобу в районную прокуратуру (она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина)

Подавать жалобу можно лично, либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно пункту 341 Административного регламента, жалоба рассматривается в срок не позднее 30 дней с момента ее подачи. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на 30 суток. По результатам рассмотрения жалобы инспектор привлекается к дисциплинарной ответственности (если она признана обоснованной), либо нет.

Предварительная подготовка

Собираясь подавать жалобу, важно как следует подготовиться. В идеале, конечно, сходить на консультацию к адвокату — так вы поймете, стоит ли вообще овчинка выделки и как правильно составить текст документа. Кроме того, у вас на руках должны быть доказательства того, что инспектор превысил должностные полномочия — например, запись видеорегистратора или диктофона.

Бери выше

Случай из адвокатской практики

«Одного из моих доверителей инспектор ДПС при составлении административного материала по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ — «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния», назвал «засранцем». Мы решили обратиться с жалобой на этот факт к начальнику управления ГИБДД по Нижегородской области. После этого она была направлена в межмуниципальный отдел, в котором проходит службу инспектор, была проведена служебная проверка.
Через некоторое время нам поступил ответ, что факт оскорбления моего доверителя подтвердился и инспектор был привлечен к дисциплинарной ответственности. Какое именно дисциплинарное взыскание было применено, не сообщалось. В теории, у нас есть возможность выяснить вид дисциплинарного взыскания путем повторного обращения к руководству отдела.
По большому счету, факт оскорбления и не мог не подтвердиться, поскольку описанное нарушение служебной дисциплины зафиксировал видеорегистратор, который находился в салоне патрульной машины. Причем эту видеозапись инспектор ДПС впоследствии приобщил к делу в качестве доказательства виновности моего доверителя. Что же касается самого дела, то оно было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения».

Подпишитесь на «За рулем» в