14 января 1956 года подписан приказ Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР, которым Минскому автомобильному заводу поручили создать самосвал грузоподъемностью 40–50 тонн. Заказчиком огромной машины МАЗ-530 стало Министерство цветной металлургии.
МАЗ-530, илл. художника Александра Захарова в исторической серии «Из коллекции „За Рулем“ (№12/1979)
В основе гиганта МАЗ-530 лежала конструкция освоенного на Беларусском автозаводе (БелАЗе) в городе Жодино карьерного самосвала МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн.
МАЗ-525 разработали на Ярославском автозаводе под руководством главного конструктора Виктора Осепчугова. Но завод ЯАЗ планировали перевести на выпуск дизелей, а автомобильную техдокументацию передали в Минск, где проектирование продолжил главный конструктор Борис Шапошник.
Затем Минский автозавод создал производственный филиал в поселке Жодино, куда перевел выпуск МАЗ-525 и МАЗ-530.
Опытный образец МАЗ-530 во время демонстрации во дворе НАМИ
Первый трехосный МАЗ-530 собрали в Минске второго марта 1957 года:
- Грузоподъемность — 40 т,
- колесная формула — 6х4,
- двигатель: V-образный 12-цилиндровый дизель Д-12А мощностью 450 л.с. (наследник мотора танка Т-34).
МАЗ-530 первым из грузовиков СССР получил трехступенчатую планетарную коробку передач с гидротрансформатором.
О величине машины можно судить по шинам с наружным диаметром около 1,8 м!
Автомобиль выпускали до 1963 года, построено всего тридцать экземпляров.
Судьбу МАЗ-530 решили его огромный габарит (длина 10,5 м) и радиус поворота в 14 м.