Хроника: путь к банкротству

110 лет назад, 1 августа 1901 года, была основана знаменитая кузовостроительная фирма Wilhelm Karmann GmbH.

Вильгельм Карманн на автомобиле Dürkopp, 1905 год

Когда Вильгельм Карманн приобретал располагавшуюся в Оснабрюке экипажную мастерскую Кристиана Клагеса, он еще не думал о кузовах для автомобилей. Однако в 1905-м гордо позировал за рулем автомобиля марки Dürkopp с кузовом собственного изготовления (Dürkopp – старейший германский производитель швейных машин, с 1897 по 1929 год выпускал автомобили).

Adler Standard 8 Sport-Cabriolet по эскизам Вальтера Гропиуса, 1931 год

Бурно развивающаяся автомобильная промышленность Германии остро нуждалась в кузовах. Из-за их нехватки возникали порой уникальные прецеденты, когда конкурирующие между собой BMW и Mercedes-Benz устанавливали кузовы не то что одной мастерской, но и одинакового фасона. В конце 1920-х Karmann становится основным поставщиком кузовов для марки Adler из города Франкфурт-на-Майне. Именно в Оснабрюке были построены три опытных кузова, вошедшие в анналы мирового дизайна – спортивные кабриолеты по проекту знаменитого архитектора Вальтера Гропиуса.

Вальтер Гропиус, один из основателей направления «Баухауз» в архитектуре и дизайне (18.05.1883 – 5.07.1969 гг.)

Мировую известность кузовостроительный завод Karmann получил после начала сотрудничества с Volkswagen. Началось все с «жуков»-кабриолетов. Однако вскоре отношения получили необычное развитие. Итальянская студия Ghia разработала элегантное купе на базе «жука», но, поскольку не располагала собственными производственными мощностями, обратилась в Karmann «через голову» Volkswagen.

Adler Trumpf Junior в кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (Режиссер Л. Гайдай, «Мосфильм», 1966 год) мог иметь кузов Karmann

Презентация новинки, получившей название Volkswagen Karmann-Ghia, состоялась 14 июля 1955 года в казино на Георгмариенхютте в Оснабрюке, неподалеку от завода Karmann. Всего до 1969 года Karmann построил 443 478 купе и кабриолетов Karmann-Ghia.

Дизайнер Луиджи Сегре (8.11.1919 – 28.03.1963 гг.) возле Volkswagen Karmann-Ghia во время презентации 14 июля 1955 года

Karmann становится крупнейшим европейским кузовостроительным заводом. Он сотрудничает с BMW, Ford, Mercedes-Benz, Porsche. Чаще всего это обусловлено выпуском моделей с относительно небольшими объемами производства, в первую очередь кабриолетов. Однако в случае с Porsche обращение за помощью к Karmann объяснялось нехваткой мощностей на головном предприятии. В итоге с 1961 по 1965 год Karmann выпустил 13 730 автомобилей Porsche 356B c кузовом хардтоп, с 1967 по 1971 год – 21 778 штук купе Porsche-911 и 912, с 1969 по 1975 год – 118 949 экземпляров VW Porsche-914.

Volkswagen Karmann-Ghia был создан на базе «жука». Залогом успеха автомобиля стали простые, лишенные декора формы. В таком виде автомобиль выпускали с 1955 по 1974 год и сделали 362 601 экземпляр. Усовершенствованная версия была не столь привлекательной

Такие известные модели, как кабриолет Volkswagen Golf (трех поколений), купе Volkswagen Scirocco (двух поколений), купе Volkswagen Corrado, купе-кабриолет Mercedes-Benz SLK, кабриолет и купе Mercedes-Benz CLK, купе и кабриолет Chrysler Crossfire, выпускались исключительно в Оснабрюке.

Эскизы Grosser Karman-Ghia были сделаны дизайнером Вирджилом Максом Экснером младшим в 1965 году, но не нашли своего воплощения в металле

Интересно, что первый образец кабриолета Volkswagen Golf I, построенный в Оснабрюке в декабре 1976 года, не имел дуги безопасности. Она появилась по настоянию профессора Эрнста Фиала, которого в Volkswagen звали «Папой Римским пассивной безопасности». За дугу своеобразной формы кабриолет на базе первого Golf прозвали «корзинкой с клубникой». А «корзинка» без «ручки», опытный образец A1C, сегодня хранится в музее Karmann.

Задолго до Boxter компания Porsche выпустила доступную среднемоторную модель VW Porsche 914. Строил ее завод Karmann. С 1969 по 1975 год сделано 118 949 штук. В компании Porsche эту модель считают неудачной

Выполнял завод Karmann и довольно необычные заказы – разработку дизайна и изготовление мастер-модели для серийного Triumph TR6 (1969 год), сборку 281-го американского спортивного купе AMC Javelin SST (январь 1969 – июль 1970 гг.).

Volkswagen Golf I Cabrio за характерную дугу безопасности прозвали «корзинкой с клубникой». Второе слово, вероятно, относилось к девушкам, в основном покупавшим такую модель. С 1978 по 1993 год Karmann построил 388 522 таких кабриолета.

Karmann стал первым европейским предприятием, начавшим выпуск южнокорейских автомобилей – Kia Sportage первого поколения. После окончания контракта вся оснастка для выпуска этой модели прямиком переехала в Калининград на завод компании «Автотор».

Один из самых элегантных автомобилей, купе BMW E9, выпускался на заводе Karmann с 1968 по 1975 годы. Сделано 30 546 штук

В начале 2000-х независимая кузовная отрасль Европы переживала сложные времена. Автомобильные компании в целях сокращения издержек стремились перевести сборку кабриолетов и купе на свои предприятия. Karmann тщетно старался привлечь внимание к своим возможностям, строя концепт-кары. Восьмого апреля 2009 года завод объявили банкротом, а 24 октября Volkswagen поглотила его. Четвертого ноября 2010 года шведский конкурент Karmann, компания Valmet, выкупила отделение по производству складных крыш.

Kia Sportage оказалось гораздо выгоднее выпускать (включая штамповку) в Европе, чем везти через океаны. С 1995 по 1998 год Karmann изготовил 25 984 таких машины

Подпишитесь на «За рулем» в