80 лет подразделению BMW Automobile
Концерн BMW AG начал заниматься производством автомобилей в 1928, имея богатую историю успеха в создании авиационных двигателей и мотоциклов. Качество и надежность BMW 3/15 PS, подтвержденные прекрасным поведением во время Альпийского пробега 1929 года, привлекали все больше покупателей.
Спустя короткое время после представления двухдверного автомобиля начался также выпуск туристского варианта Tourer, а также двухместного спортивного варианта этого автомобиля. До конца выпуска этого первого модельного ряда BMW, весны 1932 г., около 16 000 покупателей выбрали BWM 3/15 PS.
Если BWM 3/15 PS был разработан 1929 году по образцу автомобиля малого класса Rosengart, выпускавшегося по лицензии Austin, то в 1932 году концерн BMW Group выпустил первую полностью сомостоятельную разработку – модель 3/20 PS, выпускавшаяся в вариантах AM 1, AM 3 и AM 4.
BMW 3/20 PS – можно смело назвать первым настоящим BMW. Новый автомобиль не имел почти ничего общего с BWM 3/15 PS: рама из сдвоенных труб, задний маятниковый мост и независимая подвеска передних колес создавали ощущение езды на большом автомобиле.
Таким образом, концерном BMW Group всего за один год был создан не только новый автомобиль 3/20 PS, но и новый двигатель. Работа велась сразу на двух заводах компании. В Айзенахе все внимание уделялось автомобилестроению, в то время как Мюнхен занимался четырехцилиндровым двигателем.
Новая машина мощностью 20 л.с. и с рабочим объемом 782 см³ имела подвесные клапаны и работала заметно тише, чем ее предшественник. Кроме того, новый кузов был более комфортабельным. Концерном BMW Group было выпущено более 7 000 экземпляров 3/20 PS.
Одновременно в Мюнхене и Айзенахе думали об автомобиле, который благодаря увеличенной мощности обеспечил бы рост продаж.
В 1933 году появился новый BMW 303 – родоначальник долгой и славной традиции шестицилиндровых двигателей BMW. BMW 303 был первым автомобилем с решеткой радиатора, имевшей характерную форму "ноздри". Разработанный полностью заново рядный двигатель с рабочим объемом 1,2 литра оказался невероятно тихим в работе, этот мощный агрегат развивал 30 л.с. и разгонял четырехместный автомобиль до 90 км/ч.
Однако двигатель 303-го имел слишком мало рабочего объема, чтобы BMW можно было отнести к автомобилям более высоких классов. Поэтому 1,2-литровый двигатель сначала увеличили до объема 1,5 л., а позднее до 1,9 литра, а мощность – до 45 л.с. В результате на свет появился BMW 319 длиной 3,90 м. Он уже имел автоматические жалюзи радиатора и телескопические гидравлические амортизаторы. Двигатель вновь блистал отличной плавностью работы, низкими вибрациями и хорошей тягой.
15 февраля 1936 г. на Международной автомобильной выставке в Берлине произошла сенсация: дебют BMW 326 – инновационной как в стилистическом, так и техническом отношении флагманской модели Мюнхенской фирмы. На созданной заново низкой раме закрытого профиля с торсионной и в результате малошумной подвеской заднего моста, а также со смещенной вниз поперечной листовой рессорой переднего моста возникла совершенно новая модель среднего класса. Эта модель предлагалась в трех вариантах: седан, двух- и четырехдверный кабриолет.
BMW 326 относился к самым современным автомобилям своего времени. Это первый BMW с обтекаемой формой кузова, гидравлической тормозной системой и закрытым запасным колесом, размещенным горизонтально. Шестицилиндровый двигатель объемом два литра с двумя карбюраторами через частично синхронизированную четырехступенчатую коробку передач с муфтой свободного хода на 1-й и 2-й передаче выдавал 50 л.с. Максимальная скорость 326-го составляла 115 км/ч.
Этот автомобиль был самой продаваемой моделью BMW довоенного времени, всего было продано почти 16 000 экземпляров. Тем не менее, двухлитровый автомобиль был эксклюзивным. Например, двухдверный кабриолет стоил 6 650 рейхсмарок. Для сравнения: 1000 марок должна была составить цена Volkswagen, находившегося в то время в проекте. И эта цена была малодоступной.
К концу тридцатых годов компания Bayerische Motoren Werke стала одним из самых авторитетных производителей автомобилей в Германии. В течение всего десяти лет ей удалось из изготовителя простого маленького лицензионного автомобиля превратиться в автомобильного производителя, предлагающего взыскательным клиентам широкий спектр спортивных автомобилей. После того, как в 1937 году BMW, создав спортивный кабриолет "тип 327", а затем и его элегантный вариант купе, вошла в круг поставщиков автомобилей класса "люкс", в программе автомобилей BMW из Айзенаха отсутствовал лишь большой представительский седан.
К новому 1938 году было принято решение при создании такого автомобиля не начинать проектирование с нуля, а следовать при конструировании образцу четырехдверного "типа 326". В 1939 г. на рынке появился BMW 335, увеличенная версия 326-го с удлиненной базой и новым шестицилиндровым 3,5-литровым двигателем. Он был рассчитан в первую очередь для езды по новым автобанам на высоких скоростях. Двигатель, боковой распределительный вал которого приводился теперь не пластинчатой втулочно-роликовой цепью, а цилиндрической шестерней, выдавал 90 л.с., достаточных для скорости 145 км/ч. Стабилизаторы теперь располагались вдоль заднего неразрезного моста, четырехступенчатая коробка передач впервые была полностью синхронизирована.
Следующая модель концерна BMW Group была разработана уже после Второй мировой войны. Она была подготовлена лишь к открытию Международной автомобильной выставки 1951 года. BMW 501 – "Ангел барокко", как его вскоре прозвали за плавные формы, располагал многочисленными техническими изюминками. Особо деликатная ходовая часть удостоилась самых восторженных отзывов. Даже коробка передач с рычагом переключения на колонке рулевого управления, в отличие от других автомобилей, располагалась совсем в другом месте: она не была прифланцована к двигателю, вместо этого механизм переключения передач с четырьмя полностью синхронизированными передачами приютился под передними сиденьями и соединялся с двигателем коротким карданным валом. Такое размещение имело среди прочих и то преимущество, что крепление двигателя не нужно было рассчитывать на максимальный крутящий момент коробки передач, поэтому опоры двигателя были необычайно мягкими. Благодаря этому шестицилиндровый двигатель мощностью 65 л.с., модифицированная версия мотора BMW 326, на 501-м выделялся образцовой плавностью хода.
Три года спустя "Ангел барокко" стал основой сенсации: когда на Женевском автосалоне 1954 года дебютировал BMW 502, автомобильный мир с энтузиазмом встретил первый в мире серийный двигатель облегченной конструкции и первый послевоенный немецкий восьмицилиндровый двигатель: "Новый V-образный восьмицилиндровый двигатель облегченной конструкции, вероятно, представляет собой самое удачное воплощение искусства автомобилестроения по обе стороны Атлантического океана", ликовал, например, журнал Motor-Revue.
В начале пятидесятых годов, когда экономическое положение людей стало снова постепенно улучшаться, начался бум маленьких автомобилей и мотоциклов. С заметным улучшением условий жизни росли также и требования к уровню автомобилей. Поэтому правление BMW решило включить в производственную программу хорошо продаваемый автомобиль особо малого класса.
Весной 1955 года на озере Тегернзее прессе был представлен автомобиль BMW Isetta, в основу которого легла модифицированная и усовершенствованная авангардная Isetta фирмы Iso из Милана. Вместо громкого и слабоватого двухтактного мотора хорошо подошел обладающий плавным ходом двигатель от мотоцикла BMW, а другие фары и новая крышка моторного отсека изменили кузов.
Уже в 1955 году с завода в Мюнхене вышли почти 13 000 экземпляров Isetta, а в наиболее успешном 1957 году цифры продаж в Германии доходили почти до 40 000. За это время также появились "более мощный" вариант с объемом двигателя 300 кубических сантиметров и мощностью 13 л.с., модернизированный кузов и специальные модели в виде кабриолета, тропической версии и даже микролитражного коммерческого автомобиля. Наряду с Glas Goggomobil BMW Isetta становится самым успешным автомобилем такого рода в Германии.
Одновременно с "экономическим чудом" в конце 50-х годов все более требовательными становятся и покупатели автомобилей. Расцвет спартанских микролитражек пошел на убыль, клиенты требовали настоящих автомобилей. BMW отреагировала на это в 1957 году сначала моделью 600, удлиненной версией Isetta с двухцилиндровым оппозитным двигателем, расположенным сзади. Но уже в 1959 году на смену округлому четырехместному автомобилю пришла более современная модель, понтонный кузов которой впервые был несущим – BMW 700.
700–й быстро прославился, в частности, как прочный автомобиль для массового автоспорта. Автомобиль наилегчайшей категории массой 640 кг с самого начала побеждал своих одноклассников. Поэтому маленький автомобиль с задним расположением двигателя в спортивной версии 40 л.с. еще называли "Порше для рабочих". Привлекательность цены видна из следующего сравнения автомобилей 1962 года: 6950 марок, включая отопитель, стоил кабриолет, это на 1250 марок дешевле открытого "Жука" VW. Открытый Karmann Ghia стоил и вовсе около 9 500 марок.