Хроника: день рождения Соитиро Хонда — журнал За рулем

Хроника: день рождения Соитиро Хонда

105 лет назад, 17 ноября 1906 года, родился выдающийся механик и предприниматель Соитиро Хонда — основатель Honda Motor Company.

Соитиро Хонда (17.11.1906 — 5.8.1996 гг.) всегда улыбался больше, чем полагалось японскому руководителю. Чаще, чем следовало, его можно было увидеть копающимся в мотоцикле или же с мотоциклетным шлемом на голове

Соитиро Хонда (17.11.1906 — 5.8.1996 гг.) всегда улыбался больше, чем полагалось японскому руководителю. Чаще, чем следовало, его можно было увидеть копающимся в мотоцикле или же с мотоциклетным шлемом на головеСоитиро Хонда (17.11.1906 — 5.8.1996 гг.) всегда улыбался больше, чем полагалось японскому руководителю. Чаще, чем следовало, его можно было увидеть копающимся в мотоцикле или же с мотоциклетным шлемом на голове
Соитиро Хонда (17.11.1906 — 5.8.1996 гг.) всегда улыбался больше, чем полагалось японскому руководителю. Чаще, чем следовало, его можно было увидеть копающимся в мотоцикле или же с мотоциклетным шлемом на голове

Отец Соитиро чинил велосипеды в Хамамацу (префектура Шизуока), но собственного велосипеда не имел. Впрочем, он был настолько же беден, насколько и умен. Однажды юный Соитиро без спросу взял чей-то велик покататься. Отец намеревался было выпороть ослушника, но, когда узнал, что сын видел аэроплан, сменил гнев на милость и попросил поподробнее описать увиденное. Соитиро специально мотался за 20 км от дома на аэродром, чтобы увидеть полеты известного американского воздушного акробата Арта Смита, выступавшего с гастролями в Японии.

Можно ли по слепенькому снимку разглядеть в глазах этого деревенского паренька предпринимательскую жилку?

Можно ли по слепенькому снимку разглядеть в глазах этого деревенского паренька предпринимательскую жилку?Можно ли по слепенькому снимку разглядеть в глазах этого деревенского паренька предпринимательскую жилку?
Можно ли по слепенькому снимку разглядеть в глазах этого деревенского паренька предпринимательскую жилку?

Тому, что о Соитиро Хонде ходит немало забавных историй, мы обязаны самому Хонда-сан, оставившему воспоминания. Крайне редко японцы, в особенности крупные руководители, раскрывают детали собственной жизни. Хонда же любил рассказывать о своем детстве. О том, что из восьми детей в их семье выжило только четверо. О том, как подделал семейную печать-иероглиф, которой родители делали оттиск в его школьном дневнике после проверки. Более того, Хонда, с ранних лет крутившийся возле механизмов и инструментов — в школе все дразнили его за вечно испачканный в машинном масле нос — быстро освоил бизнес и  начал изготавливать такие же печати одноклассникам. Попался он на том, что не учел, что оттиск должен быть зеркальным — его-то, Хонды, фамилия пишется симметричными иероглифами!

Honda Dream Type D 1948 года оснащался двухтактным мотором объемом 98 кубиков. Модель оказалась неудачной и удачной одновременно — спустя два года ее слабый мотор заменят более эффективным четырехтактным объемом 146 куб.см, а торговая марка Dream («Мечта») используется на мотоциклах Honda до сих пор

Honda Dream Type D 1948 года оснащался двухтактным мотором объемом 98 кубиков. Модель оказалась неудачной и удачной одновременно — спустя два года ее слабый мотор заменят более эффективным четырехтактным объемом 146 куб.см, а торговая марка Dream («Мечта») используется на мотоциклах Honda до сих порHonda Dream Type D 1948 года оснащался двухтактным мотором объемом 98 кубиков. Модель оказалась неудачной и удачной одновременно — спустя два года ее слабый мотор заменят более эффективным четырехтактным объемом 146 куб.см, а торговая марка Dream («Мечта») используется на мотоциклах Honda до сих пор
Honda Dream Type D 1948 года оснащался двухтактным мотором объемом 98 кубиков. Модель оказалась неудачной и удачной одновременно — спустя два года ее слабый мотор заменят более эффективным четырехтактным объемом 146 куб.см, а торговая марка Dream («Мечта») используется на мотоциклах Honda до сих пор

В 1922 году Хонда нанялся подмастерьем в токийский дилерский центр Art Shokai. Первого сентября 1923 года район Токио потрясло сильнейшее землетрясение. Толчки начались в обеденный перерыв, когда все готовили себе еду на печах. И вслед за ударом стихии деревянный Токио охватил пожар. Свыше 70 тысяч человек тогда погибли. После первых толчков простодушный Хонда бросился спасать… телефонный аппарат, поскольку ему всегда говорили, что это очень ценная вещь. Но тут кто-то закричал: «Выкатывайте автомобили!» Так Хонда впервые в жизни сел за руль.

Honda Super Cub C100 1958 года — первый мотоциклетный «хит» компании. До настоящего времени выпущено свыше 60 миллионов таких мотоциклов. Причем за это время они не слишком изменились внешне. Всего же компания Honda выпустила свыше 150 миллионов двухколесных транспортных средств

Honda Super Cub C100 1958 года — первый мотоциклетный «хит» компании. До настоящего времени выпущено свыше 60 миллионов таких мотоциклов. Причем за это время они не слишком изменились внешне. Всего же компания Honda выпустила свыше 150 миллионов двухколесных транспортных средствHonda Super Cub C100 1958 года — первый мотоциклетный «хит» компании. До настоящего времени выпущено свыше 60 миллионов таких мотоциклов. Причем за это время они не слишком изменились внешне. Всего же компания Honda выпустила свыше 150 миллионов двухколесных транспортных средств
Honda Super Cub C100 1958 года — первый мотоциклетный «хит» компании. До настоящего времени выпущено свыше 60 миллионов таких мотоциклов. Причем за это время они не слишком изменились внешне. Всего же компания Honda выпустила свыше 150 миллионов двухколесных транспортных средств

В 1937 году Хонда открывает небольшой заводик по выпуску поршневых колец. Подписан контракт с Toyota. Но заказчик забраковал партию товара. Тогда, как вспоминал Хонда, он понял важность исследовательской работы: профессор Ташира из местного Технологического института провел анализ и установил, что в металле колец не хватает кремния.

Honda T360 1963 года оснащался 360-кубовым двухцилиндровым четырехтактным мотором… с двумя верхними распределительными валами и двумя карбюраторами — по сути, двигателем гоночного мотоцикла. Он выдавал 30 л.с. при 8500 об/мин. Привод на ведущую заднюю ось осуществлялся цепями, кожуха которых играли роль продольных рычагов задней подвески

Honda T360 1963 года оснащался 360-кубовым двухцилиндровым четырехтактным мотором… с двумя верхними распределительными валами и двумя карбюраторами — по сути, двигателем гоночного мотоцикла. Он выдавал 30 л.с. при 8500 об/мин. Привод на ведущую заднюю ось осуществлялся цепями, кожуха которых играли роль продольных рычагов задней подвескиHonda T360 1963 года оснащался 360-кубовым двухцилиндровым четырехтактным мотором… с двумя верхними распределительными валами и двумя карбюраторами — по сути, двигателем гоночного мотоцикла. Он выдавал 30 л.с. при 8500 об/мин. Привод на ведущую заднюю ось осуществлялся цепями, кожуха которых играли роль продольных рычагов задней подвески
Honda T360 1963 года оснащался 360-кубовым двухцилиндровым четырехтактным мотором… с двумя верхними распределительными валами и двумя карбюраторами — по сути, двигателем гоночного мотоцикла. Он выдавал 30 л.с. при 8500 об/мин. Привод на ведущую заднюю ось осуществлялся цепями, кожуха которых играли роль продольных рычагов задней подвески

В годы войны Хонда становится одним из лучших поставщиков армии. После войны спекулирует медицинским спиртом. Затем ему подворачивается партия 50-кубовых американских моторчиков — и он прилаживает их к велосипедам. В марте 1947 года Хонда уже выпускает подобные двигатели самостоятельно. Его компания называется ни много ни мало «Технический исследовательский институт Хонды».

В феврале 1964 года Соитиро Хонда представил свой первый болид «Формулы-1» — модель RA с 12-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1495 куб.см. И на каждый цилиндр предусматривался отдельный карбюратор! Мотор в 220 л.с. располагался поперечно и считался одним из самых мощных

В феврале 1964 года Соитиро Хонда представил свой первый болид «Формулы-1» — модель RA с 12-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1495 куб.см. И на каждый цилиндр предусматривался отдельный карбюратор! Мотор в 220 л.с. располагался поперечно и считался одним из самых мощных В феврале 1964 года Соитиро Хонда представил свой первый болид «Формулы-1» — модель RA с 12-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1495 куб.см. И на каждый цилиндр предусматривался отдельный карбюратор! Мотор в 220 л.с. располагался поперечно и считался одним из самых мощных
В феврале 1964 года Соитиро Хонда представил свой первый болид «Формулы-1» — модель RA с 12-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1495 куб.см. И на каждый цилиндр предусматривался отдельный карбюратор! Мотор в 220 л.с. располагался поперечно и считался одним из самых мощных

В сентябре 1948 года «институт» преобразован в Honda Motor Company с капиталом в миллион иен (3300 долларов).

Предприимчивостью Хонда мог помериться разве что с Такео Фудзисавой, пришедшим год спустя к Хонде на должность директора по маркетингу. Фудзисава раздобыл где-то список всех велосипедных мастерских Японии — без малого 18 тысяч, и всем разослал письма с предложением о сотрудничестве. Так у Хонда появилась первая сбытовая сеть. Стиль, в котором Хонда вел дела, перекликался с его манерой одеваться. Хонда запомнился всем человеком в бейсболке и спортивной куртке — это настолько не вязалось с традиционной униформой японских служащих! А Хонда мог, ничуть не смущаясь, заявиться в таком виде в банк за кредитом. Впрочем, это он сам так рассказывал.

Дебют Civic — самой популярной легковой модели Honda — состоялся 11 июля 1972 года

Дебют  Civic — самой популярной легковой модели Honda — состоялся 11 июля 1972 годаДебют Civic — самой популярной легковой модели Honda — состоялся 11 июля 1972 года
Дебют Civic — самой популярной легковой модели Honda — состоялся 11 июля 1972 года

Здесь вы можете познакомиться с полным архивом журнала «За рулем».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...