Хроника: передать в Россию

80 лет назад, 7 декабря 1931 года, с конвейера завода «Ривер Руж» в Дирборне сошел последний автомобиль Ford A. В 1932 году выпуск этой модели развернули в СССР.

Ford Model A 1931 года выпуска – одна из последних машин этой модели, сегодня хранящаяся в Музее Генри Форда. Фото: www.thehenryford.org

Генри Форд был человеком крайне консервативных взглядов. Биограф промышленника Роберт Лэйси упоминает эпизод, когда в 1912 году Форд с яростью накинулся на усовершенствованный вариант «модели Т», который инженеры соорудили без его ведома. Форд не успокоился, пока не искорежил автомобиль полностью.

Из-за скверного характера шефа от него ушел в General Motors одаренный управленец Уильям Кнудсен – это была серьезная потеря еще и потому, что Кнудсен публично критиковал Форда. В 1927 году отделение Chevrolet впервые продало автомобилей больше, чем Ford Motor Co.

Ранние образцы Ford Model A имели «бочкообразное» обрамление радиатора, 1927 год. Фото: www.thehenryford.org

Осуждали Форда не только работники промышленности. Известный писатель Эптон Синклер сочинил (поговаривали, не без поощрения профсоюзов) роман «Автомобильный король», где описал в том числе и манеру Форда менять модели: «Тайна сохранялась до последней минуты. Новые автомобили уже были в производстве; образцы, зашитые в холщовые мешки, были отправлены в демонстрационные помещения. Поступило четыреста тысяч предварительных заказов – покупали поросенка в мешке».

Конечно, после 18-летнего выпуска Ford-T новинка – Model A – действительно выглядела откровением. Скажем, больше не приходилось переключать передачи ногами.

Дизайн Ford Model B выполнил Эжен Грегуар (он же Юджин Грегори) под надзором Джозефа Галамба и Эдзела Форда. Впервые фордовский автомобиль получил радиаторную решетку, полностью закрывающую собой радиатор. Фото: www.thehenryford.org

Своевременный запуск в 1928 году «модели Эй» спас дело Форда, когда в октябре следующего года Америку потряс биржевой крах. В кратчайшее время «модель Эй» принесла прибыль в $91 млн. (тут же, впрочем, съеденную девальвацией). Всего было выпущено 4 849 340 экземпляров Ford Model A.

Напротив, модели 1932 года – Model B и Ford Model 18 (более известная как Ford V8) – представлялись всего лишь усовершенствованиями Model A. А причиной – все та же Великая депрессия, заставившая Форда ускорить обновление модельного ряда и сделать это с наименьшими затратами. Кроме того, минимальные изменения позволили сократить простой завода, вызванный переоснащением под новую модель. При переходе с Model T на Model A предприятия Форда не работали целых полгода.

Несмотря на активную рекламу, четырехцилиндровая Model B продавалась много хуже восьмицилиндровой Model 18. Так, машин с кузовом родстер было выпущено 15 115, причем 9268 штук – с мотором V8. Фото: www.thehenryford.org

Автомобили Model A продавались по цене от 500 до 1200 долларов в зависимости от типа кузова. Model B стоила $460-650. Ее четырехцилиндровый двигатель развивал 50 л.с. против 40 л.с. «модели Эй». Прирост был достигнут при сохранении прежнего блока цилиндров – использовали новый коленчатый вал, изменили высоту подъема клапанов и установили более современный карбюратор. Это была одновременно инженерная победа и маркетинговое поражение, поскольку поступившая вместе с Ford Model B в продажу восьмицилиндровая «модель 18» стоила на каких-то десять долларов дороже. И она, конечно, была мощнее. Рассказывали, что Генри Форд так объяснил свой выбор двигателя: «Chevrolet делает шесть цилиндров, а мы дадим V8». В результате инженерам Ford Motor Co. удалось создать самый дешевый в мире автомобиль с двигателем V8. Главное, она была мощнее, быстрее и дешевле Chevrolet.

Покупатели желали видеть под капотом вот это – первую фордовскую «восьмерку» мощностью 70 л.с. Фото: www.thehenryford.org

Прекращение производства Model A ознаменовало переход Ford Motor Co. на более гибкий график – уже в 1933 году Model B заметно усовершенствуют вновь, а в 1934-м начнут выпуск следующей модели, известной как Ford 40.

С 1929 года на заводе «Ривер-Руж» действовало техническое представительство Автостроя. Вместе с фордовцами инженеры Автостроя и Государственного института проектирования металлургических заводов (Гипромез) разработали технологию производства и составили перечень закупаемого оборудования для будущего ГАЗа. Первые автомобили ГАЗ-А были собраны 8 декабря 1932 года

Журнал «За рулем» постоянно следил за перевоплощением Ford Model A в ГАЗ-А и довольно критически отзывался об устройстве американского прототипа.

Подпишитесь на «За рулем» в