Боевой машине десанта уточнят задачи

Министр обороны Сергей Шойгу поручил командующему воздушно-десантными войсками Владимиру Шаманову лично проверить БМД-4М на соответствие требованиям, предъявляемым бронированной технике ВДВ.

Министр обороны России Сергей Шойгу поручил командующему ВДВ Владимиру Шаманову посетить «Курганмашзавод», где производится модернизированный вариант боевой машины десанта БМД-4М, и уточнить требования к этой технике, сообщила журналистам пресс-секретарь министра Дарья Затулина.

«Сергей Шойгу напомнил, что министерство обороны будет заказывать машину БМД-4М, и поручил генерал-полковнику Владимиру Шаманову вылететь в Курган для корректировки требований к машине», — сказала Затулина.

Она добавила, что министр обороны имел возможность на практике убедиться в лучших тактико-технических характеристиках модернизированной БМД.

Вообще судьба этой бронемашины долгое время оставалась туманной. 8 августа 2012 года первый заместитель министра обороны РФ Александр Сухоруков заявил об отказе от закупок военным министерством БМД-4М из-за неудовлетворительной противоминной и противопулевой защиты.

МТ-БЛ в обычном варианте выглядит совсем не грозно

Тем не менее практически одновременно с отказом МО принять на вооружение БМД-4М Владимир Шаманов заявил, что эта бронемашина полностью соответствует требованиям ВДВ, которые, по его словам, важнее в данном вопросе, чем требования Министерства обороны. Кроме того, командующий крылатой пехоты считает, что более удачной машины для замены устаревшей техники российский ВПК в ближайшее время не предложит, а в других странах аналогичной техники просто нет.

Впрочем, в восторге от БМД-4М далеко не все. По мнению некоторых экспертов, помимо больших плюсов у этой бронемашины также хватает и жирных минусов.

Прежде всего, речь идет о цене одной единицы техники и обслуживания. И в том, и в другом новая БМД ушла далеко вперед от БМП, не говоря уж о БТР, и вплотную приблизилась к танковому «прайсу».

МТ-БЛ с установленной 30-мм автоматической пушкой

Ремонтопригодность машины в боевых условиях минимальная, а алюминиевый корпус БМД в случае пожара практически всегда полностью выгорает. Запасные части к гидромеханической трансмиссии также стоят на порядок дороже, да и необходимого опыта обслуживания такой техники солдаты-срочники при нынешнем сроке воинской службы приобрести просто не смогут.

Наконец, вес БМД-4М просто запредельный – более 13 тонн. Это означает, что основной воздушный транспортник ВВС – Ил-76 может взять на борт максимум две такие бронемашины. В случае с БМД-2 –три! Другие транспортные самолеты типа Ан-12 остаются не у дел.

В качестве альтернативы новой БМД-4М некоторые эксперты называют многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ) – проверенный временем и совсем не грозного вида бронетранспортер. При весе 9700 кг он обладает непревзойденной проходимостью, но проигрывает БМД по бронезащите и вооруженности.

МТ-ЛБ с установленными автоматическим гранатометом АГС-17«Пламя», 12,7-мм пулеметом «Корд» и спаренная 23 мм автоматической пушкой ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла».

Однако эти два недостатка легко устраняются. На МТ-ЛБ легко можно установить практически любой комплекс вооружения и дополнительную броню. При этом масса машины не превысит те же 13 тонн! Но самое главное, как показывает опыт боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе, МТ-ЛБ легко ремонтируется даже в полевых условиях самими механиками-водителями.

Подпишитесь на «За рулем» в