Минэкономразвития проанализировало кризис в автопроме

По мнению специалистов ведомства, на бурный рост автопродаж в стране рассчитывать не стоит. А автозаводам советуют активнее осваивать экспортные направления.

В ближайшие годы не менее трети мощностей в автопроме будет простаивать, говорится в докладе Минэкономразвития, который цитируют «Ведомости». Продажи автомобилей, по крайней мере до 2020 года, будут идти вяло и не превысят 2 млн автомобилей в год. По подсчетам ведомства, разрыв между емкостью авторынка в России и созданными здесь мощностями составит примерно 1 млн машин в год.

Чтобы сохранить заводы, правительство и подталкивает производителей переориентироваться на внешние рынки, но этот процесс идет медленно. В итоге отечественные автопроизводители снижают издержки за счет оптимизации штата и повышения цен, а глобальные автоконцерны покрывают убытки за счет прибыли от продаж в других странах, говорится в докладе министерства.

Сейчас удержать отрасль на плаву удается с помощью мер господдержки, в 2016 году на это было выделено 50 млрд руб., в следующем правительство собирается перечислить 60 млрд руб. Однако госсубсидии тоже палка о двух концах, с одной стороны – увеличивают спрос, а с другой — приводят к опережающему удовлетворению отложенного спроса на автомобили и не стимулирует производителей сокращать издержки и повышать качество выпускаемой продукции.

Совсем от господдержки отказываться нельзя, но следует пересмотреть требования для ее получателей, считают в Минэкономразвития. Например, увеличить размер локализованной добавленной стоимости, количество выполняемых технологических операций, долю экспорта в общих продажах и т. д.

На поддержку экспорта в 2016 г. выделено 3,3 млрд руб. (на компенсацию части расходов по логистике, адаптации техники и ее узлов, сертификации для зарубежных рынков), в 2017 г. на эти цели может потребоваться не менее 13 млрд руб., в 2018 г. – 16 млрд руб., по оценке Минэкономразвития и автопроизводителей на конец 2015 г.

В России огромные территории, и если транспортные расходы при вывозе продукции добавляют от 500 до 1000 долларов, то выгода везти машины за границу может оказаться минимальной. Поэтому производители рассчитывают на государство, чтобы была возможность сократить эту нагрузку.

Стоит напомнить, что по условиям вступления в ВТО Россия к 2019 г. обязана снизить импортные пошлины на новые легковые автомобилей до 15%. А к 2020 г. завершится действие соглашений о промсборке. В этих условиях производителям может оказаться выгоднее завозить машины, чем выпускать в России, поэтому не исключено, что заводы с низким уровнем локализации просто закроются.

  • Автопроизводители, напротив, полны оптимизма и надеются на скорое восстановление российского авторынка. Так, в российском представительстве Jaguar Land Rover прогнозируют падение рынка на 10% в текущем году, а уже в следующем — рост на 7%.
  • Скорое восстановление российского авторынка предсказали и в Mitsubishi.
  • Но пока факты говорят об обратном: авторынок в России продолжает провисать, и сентябрь не стал исключением — продажи сократились на 10,9% по сравнению с тем же месяцем 2015 года.

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в