Госпрограмма и поддержка

Как будут развиваться в условиях ВТО производители автотранспортных средств, расположенные на территории РФ, что изменится для импортеров из «большой семерки» и из Китая? А самое главное – как это отразится на работе отечественного перевозчика?

Автомобильный транспорт – самый доступный, демократичный и распространенный. Развитие экономики и соединение людей – таково современное восприятие автомобильного транспорта. Сегодня, став эффективнее, чище, безопаснее и тише, он по-прежнему остается уникальным с точки зрения обеспечения доставки «от двери до двери». С полным основанием можно сказать, что любая санкция против автомобильного транспорта оборачивается еще большими санкциями против экономики в целом.

А какие вызовы предъявляет ему сегодняшний день в первую очередь в сфере грузовых и пассажирских перевозок? Как сказывается на этом сегменте транспортного комплекса вступление России в ВТО? Интерес к этим вопросам связан не только и не столько с возможной конкуренцией со стороны иностранных перевозчиков. Это будет, если так можно выразиться, проблемой второй очереди. А на повестке дня изменения, которые происходят, прежде всего, на рынке грузовых машин. С принятием мер защиты отечественного производителя конфигурация российского рынка автотехники на глазах меняется как количественно, так и качественно. И с этим перевозчики не могут не считаться.

Автомобильный транспорт и экономический рост идут бок о бок. Это неоспоримый факт. Грузовые автомобили связывают между собой заводы, предприятия и потребителей. Городские и междугородные автобусы и такси связывают людей с работой, школой, больницами, торговыми центрами, ресторанами и еще многими другими объектами инфраструктуры.

Экономика процветает благодаря гибкости автомобильного транспорта, оказывающего уникальные услуги «от двери до двери».

Тем не менее, если судить по разработанным специалистами из Международного союза автотранспорта (IRU) индексам автомобильного транспорта, которые позволяют сопоставить рост ВВП, объемы грузовых перевозок и число регистрации новых транспортных средств в 58 странах, то страны ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития в составе 34 стран) и ЕС ожидает вторая волна экономической рецессии, в то время как страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) находятся в состоянии стремительного экономического развития. В чем здесь дело?

Диаграмма 1

Экономика стран БРИКС стремительно развивается по одной простой причине. Они понимают, что ключ к экономическому росту находится в инновациях и крупных капиталовложениях в средства производства, в том числе в малые и средние предприятия (СМП), например, в автотранспортные компании, которые обеспечивают более 85% рабочих мест.

Если сравнить цифры за 2010 и 2011 годы, то страны БРИКС превзошли страны ОЭСР в части роста объема перевозок (в тоннах) и продолжают сохранять такие же показатели и в 2012 году. Автотранспортные операторы БРИКС перевезли на 7,7% больше грузов по сравнению с перевозчиками из ОЭСР и ЕС, которые увеличили объемы перевозок на 1,7% и 1,6% соответственно.

В 2102 году темпы роста транспортной работы в странах ОЭСР и ЕС снизились до 0,9% и 0,8% соответственно и в конечном счете стабилизировались в 3-м и 4-м кварталах. Число регистрации новых автотранспортных средств в первом квартале 2012 года в странах ОЭСР и ЕС увеличилось на 0,9% и 0,7% и затем стабилизировалось во второй половине 2012 года.

Однако еще не все потеряно. Страны ОЭСР и ЕС пока еще не настигла вторая волна экономической рецессии, но им нужно извлечь уроки из того, как страны БРИКС справились с последствиями последнего кризиса в 2008 году, а сделать это можно, признав, что автомобильный транспорт является основным несубсидируемым средством производства, которое соединяет между собой все предприятия во всех регионах со всеми мировыми рынками. Именно по этой причине эту отрасль нужно поддерживать и всячески содействовать ее работе, что в дальнейшем позволит избежать нового спада и восстановить устойчивое экономическое развитие в 2013 году.

Думается, что к выводам специалистов IRU стоит прислушаться, особенно в части господдержки автотранспорта.

Стабильная работа российских перевозчиков напрямую зависит от того, какой подвижной состав будет в их распоряжении: новый или бэушный, российский или импортный, если российский, то какой сборки. А самое главное – по какой цене наши перевозчики будут покупать грузовики, произведенные в странах «большой семерки» или в Китае, когда, с одной стороны, все условия ВТО вступят в силу, а с другой – на такую же полную силу заработают меры господдержки со стороны российского правительства.

Диаграмма 2

В поддержке нуждается, прежде всего, отечественный автопром, а в условиях вступления в ВТО – тем более. Российские власти это понимают и поэтому в конце 2012 г. распоряжением Правительства РФ утверждена госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2010 года», куда вошла подпрограмма «Автомобильная промышленность». Согласно паспорту подпрограммы целевые индикаторы включают как качественные, так и количественные показатели. К ним относятся – индекс роста объемов производства продукции автомобильной промышленности; динамика производства в автомобильной промышленности; индекс роста производительности труда в автомобильной промышленности; индекс роста инвестиций в предприятия автомобильной промышленности; доля экспорта легких автомобилей от объема производства; доля экспорта грузовых автомобилей от объема производства. Особо следует обратить внимание на два таких актуальных для современного этапа развития автопрома, как индексы роста инвестиций в отрасль и производительность труда. Работа автопрома в условиях ВТО с обострившейся конкуренцией со стороны западных производителей, с одной стороны, требует значительной финансовой поддержки, а с другой – повышения эффективности использования трудовых ресурсов. В программу заложены показатели по экспорту как легковых, так и грузовых машин, что свидетельствует о внимании государства к расширению рынка продаж отечественной техники. Реализация подпрограммы будет происходить в 2 этапа: первый с 2012 до 2015 гг., второй – с 2016 до 2020 гг.

Таблица 1

Что касается средств, то объем бюджетных ассигнований предусмотрен в объеме 72 061,4 млрд руб. на весь период до 2020 г. Наибольший объем предполагается выделять на период до 2015 г. включительно. С 2016 г. средства бюджета существенно (в два раза) уменьшатся. Но с 2015 г. акцент в финансировании сместится в сторону внебюджетных источников. Для развития отрасли потребуется привлечение почти 866 630 млрд руб. Окончание программы предполагается финансировать в основном за счет внебюджетных источников. По нашему мнению, этот момент является самым слабым в подпрограмме, так как именно к 2019 г. переходный период вступления в ВТО закончится, а следовательно, закончатся все льготы для отрасли. Прогнозировать работу предприятий, выпускающих иномарки на территории России в режиме промсборки при ужесточении требований к ним, достаточно сложно. А следовательно, быть уверенными в дальнейших вложениях в российский автопром со стороны иностранцев достаточно сложно. Мы уже неоднократно писали о том, что прежней «легкой» жизни промсборщикам не будет, значит, для развития отрасли в перспективе нужны частные инвестиции российского происхождения.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в